Найти тему

Оценка компетенций руководителя коллегами:как к ней относиться правильно

Во многих компаниях практикуют оценку персонала, где для оценки руководителя проводят анонимный опрос взаимодействующих и подчиненных по вопросам сотрудничества, экспертности, технологичности управления, лидерства и других компетенций.

Часто результаты опроса оказываются для руководителя настоящей неожиданностью, и не всегда приятной. Почему? Потому что мы склонны долгое время не замечать изменений в себе и своем поведении пока на них не укажут другие. Мнение, которое нам не нравится, включает защитные механизмы организма, которые пытается справиться с негативными эмоциями и чувством тревоги от полученной информации.

Но для руководителя такой защитный механизм может сыграть плохую роль, потому что не даст осмыслить происходящее и запустить обдуманные перемены.

В этом случае полезно уметь отключать свой защитный механизм и включать самосознание, чтобы открыть дорогу к личностному росту и изменению мнения о себе, если это стало необходимо.

Сделать это очень не просто, потому что у человека существует обычно несколько защитных механизмов, о работе которых он может даже не подозревать.

Вот основные из них:

  • Интеллектуализация, когда холодное и критическое осмысление событий помогает не думать о стрессовом и эмоциональном аспекте ситуации.

Однако чрезмерное использование этого механизма может привести к потере контакта с реальностью.

Чтобы преодолеть интеллектуализацию, попробуйте обратить внимание не только на свои эмоции и переживания, возникшие от полученных результатов оценки, но и оценить мысли и чувства тех, кто участвовал в опросе. На самом деле поставить низкую оценку своему коллеге, а тем более руководителю, не так то просто.

  • Отрицание, когда прямой отказ признать реальность ситуации, уводит организм от полученного стресса.

Чтобы преодолеть отрицание, начните принимать реальность такой, какая она есть. Какой смысл, имея результаты опроса, продолжать жить в иллюзорном мире. Признайтесь себе в своих чувствах и проблемах, даже если они кажутся вам неприятными. И начинайте искать причины и работать с ними.

  • Подавление, когда сознание закрывается от попадания в него травмирующей информации

Чтобы преодолеть подавление, признайтесь себе, что подавленные чувства и воспоминания продолжают существовать, мнение коллег и подчиненных продолжают влиять на ваше поведение, но вы в этом момент не хотите его контролировать. Это гораздо хуже, чем принять, признать полученную информацию и начать с ней работать.

  • Проекция, когда собственные негативные качества или чувства приписываются участникам опроса или тем, кто его инициировал.

Самое плохое, начать говорить себе : «На себя бы посмотрели. Сами такие. И это мне за мои старания и т.п.»

Чтобы преодолеть проекцию, начните работать над своими отношениями с подчиненными и взаимодействующими, тем более, что результаты опроса уже показали вам слабые места этих отношений.

  • Рационализация, когда объяснение чувств логическим образом, необходимо, чтобы избежать признания истинных причин неприятных вам ситуаций.

Однако чрезмерная рационализация может привести к потере контакта с реальностью .

Чтобы преодолеть рационализацию, начните честно оценивать свои поступки и чувства. Признайте свои ошибки и слабости, даже если они кажутся вам неприятными. Включите разумную рационализацию для анализа мнения, полученного в результате опроса. Оцените сам факт опроса как «плюс» для вашего самосознания, а не как «минус».

  • Реактивное образование, когда сознание придает чувству или эмоции противоположное значение.

Вы пытаетесь начать заигрывать с членами коллектива, или начать общаться подчеркнуто корректно, и это для вас еще совершенно не естественное поведение, которое все замечают.

Чтобы преодолеть реактивное образование, не начинайте менять свое поведение пока не разберетесь в причинах низкой оценки. Главное, не тяните с этим.

Таким образом, развивайте самосознание, расставаясь с защитными механизмами, тогда когда они начинают действовать во вред, чтобы увидеть себя настоящего, лучше понять свои чувства и чувства коллег и подчиненных, налаживайте с ними отношения, способствующие сотрудничеству и получению лучших результатов работы. Отличные результаты – это почти всегда работа команды во главе с ее лидером. Если у лидера здоровое самосознание, значит и команда здорова и готова к новым целям.