Великая Отечественная Война – время невероятных страданий, подвигов и свершений. Именно поэтому за 1418 дней и ночей, что длилось противостояние Советского Союза и фашистской Германии (вкупе с союзниками с двух сторон конфликта), случались столь необычные проявления личной доблести, что они кажутся скорее мифом, чем реальностью.
В этом отношении вызывает споры подвиг красноармейца Василия Ватамана, чьё фото с противотанковым гранатомётом «Panzerfaust» наперевес уже сотни раз промелькнуло во всех каналах и пабликах, посвящённых истории.
Кто-то говорит, что использовать гранатомёт как палицу, да при этом забить десять вооружённых фашистов попросту невозможно и данный эпизод искусственно выпестовала и разнесла советская пропаганда. Кто-то ссылается на реальные факты и архивные записи. Но только благодаря реальным исследователям деяний наших дедов и прадедов в годы ВОВ, всё-таки было установлено, что Василий Ватаман не только существовал, но и реально нанёс существенный урон живой силе противника (источник – издание «Герои и подвиги» 1964 года, том 2, страницы 294-295).
Правда, уничтожил намного меньше фашистов, чем ему приписывала самостоятельно «закрутившаяся» легенда. И о подробностях подвига вы узнаете ниже по тексту.
Как появилась фотография Ватамана
Фотография бравого солдата Василия, с широкой улыбкой на лице и богатырским размахом плеч, хоть и постановочная, но была сделана практически сразу же после совершения легендарного подвига известным корреспондентом, в будущем полковником А. Егоровым, который и «запустил» эту легендарную быль «в свободное плавание» по советской прессе.
Обратите внимание, насколько легко Ватаман держит «Panzerfaust» в своих «рабоче-крестьянских» ладонях! А ведь данная «шайтан-труба», согласно общедоступным данным, весила 8,5 килограмм, что при должном размахе превращалось в сотни «ударных» килограмм, сконцентрированных в одной точке.
О подвиге Ватамана узнаёт пресса
Стремительно приближался победный май. И 24 марта 1945 года ещё один немецкий город Нейсе был отчищен от гитлеровцев и перешёл в руки Красной армии. Но оборона города держалась крепко, из-за чего «красные командиры» были вынуждены привлечь к удару по населённому пункту все имеющиеся силы – танкистов, сапёров и прочие вспомогательные и основные части.
Только к вечеру 24 марта, по воспоминаниям Егорова, по городу наконец-то стало можно перемещаться невозбранно, не опасаясь получить вражеской пули. Именно поэтому корреспондент направился к штабу подполковника М. Комлева, чьё подразделение первым вошло в город и проявило особую доблесть в борьбе за улицы и кварталы.
Естественно, военкор не занимался «праздношатанием», а искал какой-то новый материал для своего периодического издания. И Комлев с радостью пошёл Егорову навстречу, протянув наскоро исписанный тетрадный листок, на котором были зафиксированы все деяния особо отличившихся в бою красноармейцев.
Среди записей, сделанных карандашом, внимание корреспондента привлекло предложение, в котором прямо говорилось, что стрелок Василий Васильевич Ватаман, ещё на подступах к городу, оказавшись в сложной ситуации, «действуя фаустпатроном» смог убить фашистского солдата и офицера, а так же из стрелкового оружия уничтожил ещё четырёх противников.
Обстоятельства подвига
Егоров не поленился и немедленно отправился на поиск героя, чтобы выпросить все подробности столь приглянувшегося эпизода. Нашёл очень быстро – неподалёку от сквера стояла небольшая группа солдат, среди которых особенно выделялся парень среднего роста, чья крепость фигуры сразу же бросалась в глаза и просматривалась даже через видавшую виды шинель.
Там корреспондент и узнал все подробности боя.
Когда взвод Ватамана добрался до вражеских окопов, сам Василий очень неудачно спрыгнул в траншею, споткнулся и упал. Именно поэтому фашистский офицер, подоспевший к противнику, ловким ударом ноги смог выбить у красноармейца личный карабин.
Ватаман находился в отчаянной ситуации. Но сохранил хладнокровие и огляделся по сторонам. И именно поэтому, словно бы сам по себе в руку лёг гранатомёт, найденный неподалёку, который немедленно отправился своим навершием в стремительный полёт к черепу гитлеровца.
Когда враг был повержен, красноармеец потянулся за карабином. Но тут на него бросился ещё один вражеский солдат, которому (цитата) «хватило одной стукушки».
Прекрасно освоенная фашистская техника
Уже потом ротный смеялся над Василием, что он просто прекрасно «освоил» фашистскую технику. И Ватаман отшучивался, что вещь оказалась очень даже удобной, пусть и использовалась красноармейцев не по прямому назначению.
Так как подразделение Комлева захватило немало «фаустпатронов», Егоров попросил Ватамана взять один из них и встать у ограды готического вида. Нажав на затвор, корреспондент получил свой легендарный кадр и ещё одну замечательную историю в свою копилку. К слову, автор описал событие честно и без преувеличений. Это потом, народная молва, падкая на сенсации, «нарисовала» пять, а потом и десять противников, павших от метких ударов «палицы». Но как по мне – это лучшая похвала самому Василию Васильевичу, который воистину вошёл в историю.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.