Найти в Дзене

Скрытые послания о помощи, которые люди генерируют бессознательно

Оглавление
Фото из Интернета
Фото из Интернета

В наших повседневных разговорах мы часто используем тонкие или едва уловимые «кодовые слова» которые являются не чем иным как призывом о помощи, в связи с реальными эмоциональными проблемами. Кому-то эти фразы могут показаться безобидными, своеобразным «клише», но на самом деле они могут являться сигналами бедствия. Мы последовательно разберём самые распространённые из них и то, как распознать, когда имеет место сигнал о помощи, а когда это таковым не является.

Как распознать скрытые запросы на психологическую помощь или поддержку

В своих взаимодействиях и общении люди часто маскируют свои истинные эмоции за, казалось бы, обычными словами или фразами. Распознание этих тонких сигналов имеет важное значение, поскольку позволяет не просто снизить градус напряжения через своевременную поддержку, когда это действительно необходимо, но и позволит предотвратить развитие ситуации по критическому пути, когда уже требуются более серьезные методы воздействия.

Эти сигналы могут быть облечены в случайные фразы, типа «я в порядке», так и в ультимативные высказывания «я занят!». При соблюдении ряда условий они могут быть не чем иным как криком о помощи от тех, кто изо всех сил пытается «скрывать» свои истинные проблемы.

Выявляя эти нюансы, вы можете создать более благоприятную вокруг себя психологическую среду, в которой люди чувствуют себя в понятыми, что позволяет им оставить неадаптивные приемы агрессивного реагирования, самоистязания и срывов.

Почему люди при наличии у них эмоциональных проблем не могут прямо попросить о помощи?

Использование завуалированных посланий для просьбы о помощи часто возникает из-за страха или сопутствующего дискомфорта. Люди часто беспокоятся о том, что явный запрос о психологической поддержке приведет к тому, что их начнут воспринимать как слабых или эмоционально некомпетентных, что скажется на их социальном статусе и степени значимости для других. Кроме того, они могут беспокоиться за возможное получение отказа, которое, ко всему прочему, поставит их в ситуацию общественного порицания. В связи с этим им кажется «выгоднее» скрывать свои истинные запросы, чтобы избежать негативных реакций окружающих, которые они сами себе нафантазировали.

Кроме того, для большинства людей представляется большой сложностью четко и ясно выразить свои переживания и перевести язык чувств и состояний в понятную для других вербальную форму. Что, кстати, относится не только к другим, но и к самому человеку, который страдает. Случается, что и он сам толком не понимает, что за эмоция или чувство его одолевает: то ли это тоска, то ли апатия, а может ранние приступы депрессии…

К числу самых распространённых причин, по которым люди избегают прямого сообщения, что им нужна психологическая помощь или поддержка, относится:

  • Страх осуждения. Большинство людей очень чувствительны к общественному мнению, особенно когда оно ориентировано на успех, достижение и превосходство над кем-либо. В связи с этим люди боятся компроментирующих их суждений, и поэтому они не решаются открыто признать свою внутреннюю борьбу, которая их изводит, опасаясь негативного восприятия. Часто это выражается в использовании косвенного языка или особых речевых акцентов в качестве защитной меры, что позволяет им подавать «безопасные» сигналы о психологической помощи, не чувствуя при этом себя уязвимыми или психологически слабыми.
  • Чувство перегруженности. Чувство перегруженности и эмоциональной / физической измотанности часто затрудняет способность человека выражать свои потребности в принципе. В таких состояниях люди прибегают к использованию кодовых слов в качестве сокращенного способа передачи своего бедствия, не углубляясь в подробности частные и нюансы. Этот косвенный подход позволяет им сигнализировать о необходимости помощи, минимизируя при этом когнитивную нагрузку при словесном формулировании своих переживаний, чувств и эмоций.
  • Страх отвержения. Ещё его обозначают как страх отказа. Это негативное предположение создаёт реальный барьер для открытого общения, побуждая людей использовать «безопасные» слова-сигналы для проверки социальной восприимчивости и потенциального принятия, прежде чем начать раскрыть свои потребности в поддержке.
  • Избегание конфронтации. Желание избежать конфронтации побуждает людей использовать особые слова для сигналов о помощи в качестве средства обхода потенциальных конфликтов или неудобных в данный момент взаимодействий. Используя косвенные выражения, они позволяют себе выразить свои потребности, не рискуя при этом посеять зерно конфликтов, усилить разногласия или спровоцировать негативные реакции.
  • Стигма, связанная с уязвимостью. Социальная стигма, связанная с уязвимостью, заставляет людей использовать кодовые слова для помощи, чтобы избежать восприятия их как слабых, некомпетентных или нуждающихся. Скрывая свои просьбы, они могут обратиться за помощью, защищая себя от потенциальных осуждений или негативных стереотипов.
  • Трудность в выражении эмоций. Описать эмоции и передать их оттенок и глубину — очень непростая задача. Из-за дефицита навыков в самовыражении своих переживаний люди пытаются упростить для себя способ передачи столь ценной и лично значимой информации. Для этого они минимизируют количество слов и выражений, сводя своё послание в набор привычных для них штампов и клише. Прибегая к такому закодированному языку, они позволяют себе обойти задачу идентификации и формулирования сложных эмоций и вместо этого полагаться на знакомые фразы, чтобы сигнализировать о том, что помощь им нужна не привлекая излишне внимание к проблеме самовыражения.
  • Чувство стыда. Стыд — одна из самых сильных эмоций, которая побуждает людей использовать «обходные» слова и выражения, когда они обращаются за психологической помощью, чтобы защитить свою самооценку и избежать излишнего смущения. Используя закодируемый язык, они позволяют себе скрывать терзающее их чувство неадекватности или недостойности при обращении за помощью, в которой они так нуждаются.

Перед тем как преступить к обсуждению специальный словесных сигналов, говорящих потребности в психологической помощи поддержке, необходимо сделать несколько уточняющих замечаний.

Во-первых, без учёта контекста сами по себе фразы не могут быть на 100% индикаторами того, что это ни что иное как призыв о помощи.

Во-вторых, необходимо помимо понимания формального значения слов, удалить внимание тому КАК эти слова произносятся. Улавливаете ли вы особые эмоциональные акценты? Как часто они встречаются в речи? Насколько типична их частота произнесения для данного человека? Какую эмоциональную тональность беседы вы улавливаете при общении с этим человеком? и пр.

Словесные индикаторы того, что на самом деле человек просит о психологической помощи

Не претендуя на охват всех исчерпывающих словесных сигналов, с помощью которых люди завуалированно транслируют свой призыв о психологической помощи, я приведу и разберу наиболее распространённых из них, которые вы также можете наблюдать в повседневном общении.

Эти выражения могут возникать в различных контекстах, например, во время случайных разговоров, при обсуждении личных проблем или при более личных беседах.

Понимание основных значений, стоящих за этими фразами, имеет решающее значение, поскольку позволяет избежать недопонимания и возможные обиды из-за неверной интерпретации того, что происходило в непосредственном общении . Узнавая эти сигналы и релевантностей отвечая на них с необходимой долей сочувствия и понимания, вы можете создавать особые значимые связи и предоставить посильную помощь, необходимую в конкретный момент времени.

1. «Я просто устал».

На имеющее место эмоциональное выгорание часто намекают через такие фразы, как «Я постоянно чувствую усталость» или «Я ничего не успеваю». Эти выражения передают ощущение глубокой усталости и чувства подавленности. Поддержка в данном случае может быть выражена через эмоциональное понимание состояния человека, а так же оказании посильной помощи в распределении приоритетов и организации личного времени.

2. «В последнее время я сам не свой».

«В последнее время я сам не свой / на себя не похож» — распространенное выражение, которое предполагает, что человек чувствует отстраненность от своего обычного «Я». Такое признание измененного настроения или поведения может означать более серьёзную проблему и затрагивать даже психическое здоровье. Например, наступающую депрессию или генерализованный тревожное расстройство, которые они не хотят признавать и, соответственно, искать пути выхода.

3. «У меня нет мотивации / не знаю, что хочу».

Эта фраза указывает на более глубокое чувство разъединения. Хотя это может показаться временным спадом, преходящим эпизодом, но порой это может быть признаком наступающей депрессии или эмоционального выгорания. Человек может изо всех сил пытаться найти мотивирующую его цель, но никак в этом не преуспевать. Его типичное состояние может выражаться через постоянное чувство подавленности своими обязанностями или ощущать отсутствие интереса к вещам, которые он ранее любил и увлекался.

4. «Я не могу расслабиться».

Эти замечания указывают на эскалацию состояния внутреннего напряжения из-за каких-то опасений. Оказывать поддержку, активно слушая и подтверждая законность и обоснованность возникающих тревожных ощущений — это мягкий и доступный многим прием, который часто приносит значительные улучшения состояния другого человека. Поощряйте их активно следовать стратегиям управления тревогой. Например, порекомендуйте развивать способность к осознанию происходящего с ними в режиме реального времени.

5. «В последнее время я чувствую себя «на взводе»».

Фразы типа «Я все время чувствую себя на грани» могут указывать на ощущаемое перманентное беспокойство. Отрицание обоснованности беспокойства другого, поскольку вам кажется, для этого нет весомых причин — весьма опрометчивый шаг, который кроме встречного раздражения мало что может породить. Лучший способ помощи заключается в признании самого факта реальности их переживаний. Крайне важно быть терпеливыми и понимающими, избегая при этом пренебрежения или осуждающих реплик.

6 «Им / Всем было бы лучше без меня».

Когда кто-то выражает, что он обременитен по отношению к окружающим, это показательный признак того, что он рассматривает самоубийство, особенно когда сопровождается чувством беспомощности / безнадежности или невыносимого психологического / эмоционального стресса. Если эти реплики встретятся в общении, то лучше всего не пропускать их мимо, а проявить направленное внимание к этой острой проблеме. Не будет лишним поинтересоваться, действительно ли у них есть такие мрачные мысли и когда они появились. Затем дать им возможность высказаться без пренебрежения. Люди часто думают, что разговоры о тяжёлых состояниях безысходности сделают человека более склонным к деструктивному поведению, но это далеко не так. Человека с мрачными мыслями не стоит оставлять наедине с проблемой, эмоциональное сочувствие и поддержка помогает снять бремя с их плеч.

7. «Я просто недостаточно хорош».

Выражение сомнений относительно самого себя и чувство недостаточности может указывать на наличие основных психических дисфункциональных состояний, таких как депрессия или низкая самооценка. Когда кто-то принижает себя, возможно, что он этим ищет опровержения неадекватности собственных предположений и заверения, что с ним все хорошо. Важно отметить, что эти заявления могут указывать на борьбу с негативным самовосприятием.

Позволить человеку разглядеть свои сильные стороны и тем самым передав ему уверенность в своих возможностях, можно создать благоприятную и позитивную атмосферу, которая способствует эмоциональному благополучию.

8. «Я очень занят».

Не вызывает сомнения, что многие люди ведут действительно занятую и насыщенную делами жизнь, эта фраза также может быть способом избегать трудных эмоций или эмоционально насыщенных ситуаций. Если кто-то часто использует эту фразу или как ответ на вопросы о своем настроении или поведении, это может выступать признаком того, что человек находится в непростых отношениях борьбы с самим собой и нуждается в поддержке. Действенным приёмом может выступить предложение помочь им расставить приоритеты в своих задачах или обязанностях или просто поговорить об этом.

9. «Я не знаю, с чего начать».

Такая фраза сигнализирует о чувстве потерянности и паралича перед лицом вызова. Это указывает на необходимость руководства, практической помощи или запрос на эмоциональную поддержку для ориентации ситуации.

10 «Я в шоке / шокирован».

Иногда все могут быть перегружены, но если кто-то постоянно находится в состоянии хронического стресса, или хронической перегрузки, то это может быть индикатором других проблем, таких как постоянная тревога и депрессия. Постоянное чувство подавленности, вызванное неустранимым стрессом, может в конечном итоге заставить человека чувствовать себя беспомощным или безнадежным, поэтому предложение поддержки, когда слышите такую фразу, может оказаться далеко не лишним.

11. «Я в порядке».

Эта фраза часто используется как способ отвлечь внимание собеседника от собственной внутренней борьбы и избежать обременения других своими проблемами. Тем не менее, это также может быть признаком того, что кто-то испытывает трудности и не знает, как обратиться за помощью. Если вы заметили, что кто-то часто говорит «Я в порядке», когда контекст говорит об обратном, возможно, стоит поговорить с ним об этом и, не стесняясь, предложить поддержку.

12. «Я не могу ничего сделать правильно».

Такое претенциозности заявление может быть признаком снижения / падения самооценки или растущей неуверенности в себе. Это может отражать чувство собственной неадекватности или хронической неудачи, которые распространены у людей, борющихся с депрессией или постоянным стрессом. Это выражение часто требует сострадательного ответа и может указывать на необходимость профессионального руководства или психотерапии.

Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук. Подробнее…

Индивидуальная психологическая помощь с высоким рейтингом качества ⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️

Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, учёный, судебный эксперт. Высшее психологическое образование МГУ, МГППУ, канд. психол. наук. Профессиональная практическая психология. Более 20 лет опыта