Найти в Дзене
Фёдор Сырчиков

Разбор Сказания с листа про древние времена.

Призвание Варягов. Васнецов.
Призвание Варягов. Васнецов.

Это последний, на данный момент, стих из сборника "Славянское слово", потому я обязан его разобрать. Поехали. Так как персонажей много, я их подчеркну один раз в пересказе сюжета чёрным, а начну с сюжета.

Сюжет
Всё начинается с начина (поэтического начала такого) и начинается сама история в века начальные. То есть, судя по датировке-это начало,возможно, 1-е тысячелетия (0-560), но у нас есть какие данные. Ещё говорится, что в те времена лишь злое несли судьбы (интересное заявление), что были неурожайные года и вообще появился страх. Причём сначала меча (явно боязнь захвата территории). В Ладоге и городах (то есть ещё какие-то были города), явился страх огня ( боязнь того, что разграбят и уничтожат огнём).

Страх огня.
Страх огня.

На облаках появилось знамение (явно плохое). Причём такое было и в Библии (та же радуга на небе, после заключения с Ноем завета). И вставали 4 коня, явно знаменателя тоже плохого события (похоже, что это некая отсылка к посланникам Апокалипсиса, хотя вы потом к концу поймете, когда это произведение появилось).

Четыре всадника Апокалипсиса.
Четыре всадника Апокалипсиса.

А это уже отсылки к Новому Завету.

Из-за этого всего начался вопль и плач, падали на Подунаевскую землю (скоро разберёмся с этим.)

Дунай.
Дунай.

Народ у Перуна требовал соли (явно соли не хватало). И говорится, что он богач (ну да, бог же). На что Перун ответил, чтобы не отчаивался люд простой. Стояли стоны с размером в полдень и кровь поплыла, шалашы напополам поделились, сломался поршень, собрался люди и там уже Хорс гонял белых кречетов в Неве.

Белый Кречет.
Белый Кречет.

А народ гонял чёрных вранов (воронов), ибо это не друзья с берегов Дуная.

Чёрный ворон.
Чёрный ворон.

Мы это ещё потом разберём.

В тёмные дебри, среди туманов, в ночь они решили войти в реку (Неву), причём так ныряя, что дна достигали. Они причём сами захотели. И в первую Волынь отправиться не хотели, ибо безопасность важнее всего, а путь туда очень мешал.

Потому словены решили убежать (пойти скорее всего) не по редким дорогам, а по лесам и болотам. И причём они убежали от карнов (про них ещё скажем).

И тут началась охота, вот и сами трофеи, шкурки лисиц и чёрных куней использовали для экипировки.

И они оставили след в державе ( в какой именно, сейчас разберёмся).

Целый дни-солнце, ветер лишь в ночь, жары было слишком много.
И какая-то
шайка разбойников требовали денег и дочь (дочь те же жрецы просили). Но народ не захотел с ними иметь дело.
В тексте сообщается, что словене-народ первейший (то есть самый первый) и оставили за собой просторы,
дружину знакомую и дошли до Ильменя.

Ильмень
Ильмень

И вот ещё не Междугорье (об этом ещё потом) и сообщается факт про единственную историческую личность, в Междугорье или в Ильмене был посеян "крестьянином" Олегом Вещим города Изборск. Посидели они в районах Ильменя и спустя столько вёрст, смогли найти:

Это пожалуй, самая моя любимая часть в этом сказании, ибо тут собрано великолепие, которое можно использовать в художественных произведениях.
Они развели
скот, стады отправлены. По пущам загремели секиры.

Пуща
Пуща

И тут же зазвучали песни, известные до Карнов и они были подарены прадедами доброй лире, и дальше идёт песня.

"Болванная Песня
О, услада наша ярая,
Мара-жена старая,
По Дунаю, по Дунаю, ты хвалёна,
под правым марьиным брегом,Ярина Черлёна,
Под другим брегом заложены клады,
Под третьим Марьиным,какой услады,
Имущество пчёл, любовь да мёд,
Нам бы от крутого брега, молодец возьмёт,
Вот бы взять что-то у старой жены Мары,
Первое взяли бы старые родичи,
Лишь бы не требовали от нас динары,
Мара, к нам бы снисходите,
С другого клада в наши посады,
А остальные круги Мары,
нашим братьям, насытяться,
Второй чин раку, не обидеться,
Порвали бы мы весь свет белый,
Лада дала бы праздник,
Мы бы сказали громогласно,
Заплескал молодец смелый,
Рощу неборную.
Круг её Мары, о усладного брега,
В ту запорную
Запели наши дети, в это время века.
Дети Лады,
Нам до неё далеко,
До Лады,
До января ещё велико,
До месяца слюдного Коляды,
С песней ты и этой молись и иди."

И всё заканчивается простым "Аминь".

Анализ
Всё начинается с веков начальных, судя по всему под ними имеются ввиду либо начало первого тысячелетия или.... первые века после сотворения мира, ибо не совсем понимаю, почему словене в данном контексте самый первый народ. И время это-не золотой век, ибо и судьбы лишь зло несли (всё плохо) и урожая было мало. Хотя если брать старое летоисчисление, тут может идти речь об 5 тысячелетии до нашей эры. Про события этого времени, можете сами почитать.
Появился какой-то страх, в городах и на Ладоге, что уже говорит об том, что у словен была государственность и ряд городов. То есть можно сказать, что это типа древние Гардарики.

Восточная Европа в середине IX века. Варяжские поселения подписаны красным, другие скандинавские поселения фиолетовым; славянские племена — зелёным. Контурами обведены сферы влияния.
Восточная Европа в середине IX века. Варяжские поселения подписаны красным, другие скандинавские поселения фиолетовым; славянские племена — зелёным. Контурами обведены сферы влияния.

Страх меча и огня (военного вторжения и уничтожения городов). На облаках появилось не очень знамение (видно, что автор является христианином, ибо тут замечен его почёрк) и ещё 4 коня встают, что уже намёк на события Апокалипсиса. Начался вопль и плач (явно уже плохие события происходили да и отсылка к великой скорби), причём на Подунаевской Земле, то есть на земле, которая находится по берегам Дуная.

Просили у Перуна (бога-громовержца) соли, причём указано, что он богатый (ну конечно он бог или это просто человек с его именем, не факт, что в принципе возможно, ибо ведёт себя, как человек и даже его кто-то видел). Вообще, соль-серьёзная тема, даже соляной бунт был в 1648-м году. На что сказал Перун, чтобы народ не отчаивался (похоже, у самих были проблемы с солью).
Стонали они целый полдень (12 часов), кровь поплыла с утра по вечер (хоррор какой-то) и людские шалашы поделились пополам (либо какое-то явление, либо жилья стало мало).

Видимо они в шалашах жили.
Видимо они в шалашах жили.

И сломался какой-то поршень.
Собрался люд и Хорс гонял белую птицу Кречет по Неве. Если что, Хорс-это древнерусский бог солнца или луны.

Кречет
Кречет
Похоже, вот так гоняли по Неве.
Похоже, вот так гоняли по Неве.

А люд вместе с ним гонял чёрных воронов, говоря, что они не друзья с берегов Дуная.

Дунайские берега.
Дунайские берега.
Ареал обитания чёрной вороны обозначено на карте красным. Из этих земель могли появиться эти вороны.
Ареал обитания чёрной вороны обозначено на карте красным. Из этих земель могли появиться эти вороны.

Или же тут другой смысл? Ладно, что дальше?

В темные дебри, ночью, в туман, решили люди покупаться, нырнули прям до дна (логично, что речь тут опять про Неву или какую-то ещё реку). И причём быстро плыли, сами захотели. Наибольшая глубина Невы-24 метра, а средняя-8-11 метров. Неплохо.

Но в Волынь они не захотели отправиться, ибо безопасность важнее всего (они походу вспомнили про надвигающуюся опасность). Либо там не безопасно, либо ещё что-то произошло, держите теперь версию без Волыни.

А вот и она.
А вот и она.

И Словены решили уйти не по редким дорогам, а по лесам и болотам, куда-то от лютых карнов. Похоже, этот народ и был угрозой для их Подунаевской земли или их предки. Хотя первое упоминание было в 186-м году до нашей эры, предположим что мы могли бы ошибиться, ну ладно. Причём они жили около их земель.
И дальше перечисляются трофеи, которые я уже указал.

Где-то туда пошли.
Где-то туда пошли.

Это нам поможет, ибо нам это пригодится. И да, шкурки лисиц с куньями использовали ради экипировки.
Говорится, что они оставили след в какой-то державе. Что это за страна?
Вот список за период с 5508 по 186-й год до нашей эры:
Карфаген
Римская Республика
Царский Рим
Троя
Афины
Спарта
Королевство Норик
Хеттское царство
Урарту, короче, очень много государств.

Да и наверно, можете сами воссоздать пути предположительные, ибо я устал.

Действия после ухода происходят летом (напоминает чем-то Исход, честно)
"
Целые дни-солнце, ветер лишь в ночь,
Жары слишком много,"

После чего какая-то шайка разбойников пожелали дочь и денег, но народ не пожелал с ними иметь дело.

Словены являются первейшим народом (самым первым) и оставили просторы, ещё и какой-то державе оставили дружину.

Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. (Виктор Васнецов, 1848)
Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. (Виктор Васнецов, 1848)

И дошли до Ильменя. Говоря, что это ещё не междугорье, где в древнерусские времена "крестьянин Вещий Олег" посеял Изборск.

Фотоснимок с космоса.
Фотоснимок с космоса.

1)Меджугорье-это поселение в Боснии и Герцеговине, потому Изборска там быть не могло.
2) Изборск может быть между междугорьем, смотря между какими горами он стоит.
3) Ильмень находится в Новгородской области, а Изборск в Псковской области

Расстояние от Изборска до Новгорода.
Расстояние от Изборска до Новгорода.

4) Изборск был основан в 862-м году Рюриком, а не Олегом.

Это простить можно. Дальше идём.

Идёт уже самая моя любимая часть произведения-описание такое, что очень классно.

"Посидели они, спустя столько вёрст,
Тут берёзы красны, неизведан брег,
Горы не откопаны, лучи не отравлены,
Поля не обработаны,
Распустили скот, стады отправлены,
По густым пущам зазвучили секиры,..."
"Часто такое явление можно наблюдать на более старых деревьях. Дело в том, что
на таких «покрасневших» стволах живёт особый род зелёных водорослей. Клетки этой группы растений в большем количестве содержат хлорофилл, чем другие пигменты, отсюда и название."
Это про красные берёзы, а так я считаю, что тут описывается Русская равнина и Урал с Кубанью.

Подунаевская земля похорошела.
Подунаевская земля похорошела.

После чего идёт следующее:
"
Загремели песни, известны до Карнов,
Подарены прадедами нашей доброй лире,
Конец сказа, а теперь и песню популярную."

Так вот прадедами подарено, до карнов, то есть до 186-го до нашей эры. Поколение-это 20 лет. Есть отец, дед и прадед. То есть надо 20*3 и получается 60. Так как это год до нашей эры, то значит надо прибавить к 186+60 и получается...=246-й год до нашей эры, она не только популярная, но и подарена лире. Отлично.
Разбор песни будет построчно, как обычно делают:
"
О, услада наша ярая,"- Услада-это радость, то что доставляет удовольствие, ярая в данном случае обозначает светлый.
"
Мара-жена старая"- Мара — в славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Тут указывается, что она чья-то жена и причём у неё почётный возраст.

Вот её чучело
Вот её чучело

"По Дунаю, по Дунаю, ты хвалёна,"- Это говорит о том, что в том же регионе, её хвалят и уважают.
"
под правым Марьиным брегом,Ярина Черлёна,"- Тут говорится об правом бреге. Ярина (Возможно Ирина) и Черлена. Это же такая речка есть. То есть есть одна улика. А так просто описание речки и его берегов.
"
Под другим брегом заложены клады,"- Клады находятся на левом брегу Черлены.

"Под третьим Марьиным,какой услады,"-Про какой такой третий берег, надо бы ещё разобраться, но видно опять там что-то такое, что может подарить счастье.

"Имущество пчёл, любовь да мёд,"- Под третьим берегом находятся пчёлы и их улей, благодаря чему-то можно получить любовь.
"
Нам бы от крутого брега, молодец возьмёт,"- Тут они желают получить дары и надежды падают на молодца, который может взять. (Удалец, храбрец)
"
Вот бы взять что-то у старой жены Мары,"- Ну тут и так понятно.
"Первое взяли бы старые родичи,"- То есть старики: деды с бабушками и тому подобное. А так интересное распределение.
"
А остальные круги Мары,"- Круги, интересно.
"
Нашим братьям, насытяться,"- Не знаю речь тут идёт про братские народы или просто братьев из семей.
"
Второй чин раку, не обидеться,"- Отлично, тут идёт речь про какого-то рака и что если дать ему чин, то не обидется. Причём второй.
"Порвали бы мы весь свет белый,"- Ооо, хоть что-то военное появилось, а так что значит "Белый свет"? Это окружающий мир, то есть Землю.
"
Лада дала бы праздник,"-То есть его бы устроила. А Лада-это божество весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
"
Мы бы сказали громогласно,"-Круто, я бы сказал.
"
Заплескал молодец смелый,"- Храбрец смелый, ладно, возможно тут намёк на возраст. А так интересно.
"
Рощу неборную. "-То есть Роща без бора.
"
Круг её Мары, о усладного брега,"- Светлый берег, круг Мары, весьма интересно, круг мары находится около Рощи неборной и реки.
"
В ту запорную"- Хм..
"
Запели наши дети, в это время века."-Ооо детский хор, видно даже дети знали эту песню.
"
Дети Лады,"-То есть словены были детьми Лады, весьма интересно.
"
Нам до неё далеко,"-Далеко до Лады.
"
До Лады,"-Что и я говорил.
"
До января ещё велико,"-То есть до января ещё далеко, то есть долго, либо это весной/в феврале/летом/осенью исполняли похоже.
"
До месяца слюдного Коляды,"-То есть это был месяц Коляды? Да и не простого.

Коляда- славянский фольклорный персонаж, олицетворение новогоднего цикла. Происходит от латинского-calendae «первый день месяца», что логично.
Коляда- славянский фольклорный персонаж, олицетворение новогоднего цикла. Происходит от латинского-calendae «первый день месяца», что логично.

А слюда-это что?

Вот скальный обломок со слюдой.
Вот скальный обломок со слюдой.

Что дальше?

"С песней ты и этой молись и иди."-Похоже, это пели во время какого-то обряда, перед молитвой. И на этом всё, всё заканчивается словом "Аминь".
Выводов тут слишком много, потому я их потом сделаю.