Первую часть статьи про письменный экзамен можно найти тут.
Письменная часть (письмо и эссе) даёт 20 первичных баллов. Это продуктивные задания, т.е. когда мы сами что-то производим, а не играем в угадайку, как в тесте. Как писать правильно? Давайте разбираться.
Задание 37 - email другу
Вот задания с реального экзамена за последние три года. Посмотрите на тему и вопросы:
Это был пример с досрочного экзамена этого года. Здесь про историю России, поэтому все ожидали какие-то вопросы по теме патриотизма на устной части, но этого не случилось. Но эти темы могут быть в письменной части на экзамене 2024.
А вот пример из 2023 года:
Здесь уже в центре семья. Ну и 2022 год:
На мой взгляд наблюдается некоторое усложнение, переход к более абстрактным вопросам, но всё в рамках кодификатора. Задание по-прежнему остается базового уровня, и с ним может справиться каждый.
Открываем задание 37, смотрим на тему письма. Начинаем читать историю: что там произошло у нашего друга. Это вводит нас в контекст вопросов. Даже если какой-то вопрос кажется непонятным, мы можем догадаться, глядя на историю друга и остальные вопросы.
Если в вопросе есть WHY - обязательно объясняем что-то. Если есть HOW - даём описание как. Например, как справляем ДР, как проводим время, как решаем что почитать.
Если вопрос про teenagers in Russia, отвечаем: teengers in Russia like .... Мы не пишем "I like", ведь вопрос был про подростков в целом, а не про нас. Или your friends and you- не пишем просто I, а обязательно My friends and I ....
Это задание базового уровня, здесь не надо перефразировать вопросы, можно брать формулировки из письма и менять порядок слов с вопросительного на утвердительный, добавляя свою информацию.
Не надо писать I don't know, лучше что-то придумать. Эксперты не знают вас лично, поэтому можно что-то насочинять и никто не проверит. Но нужно писать логически, не выдумывайте информацию, которую знают все. Например, не путайте имена известных людей, даты событий и т.д. Это уже будет логической ошибкой.
Отдельный вид искусства - научиться задавать вопросы по теме, указанной ниже. Нужно подчеркнуть, какая информация уже дана нам об этом предмете и явлении, и не повторять ее в вопросах.
Например, про фильм, друг пишет "Я смотрел классный фильм вчера". Не надо спрашивать "Фильм был интересный?", ведь друг уже написал, что фильм классный. Или друг пишет: "Я ездил в школьную поездку". Не надо спрашивать "С кем ты ездил?", ведь он написал, что с классом и школой. Внимательно читайте, что уже дано и не повторяйте эту информацию в вопросах.
Также не надо задавать одинаковые вопросы "Поездка была интересной?" и следующий вопрос "Поездка была скучной?", ведь это одно и тоже. Вопросы должны задаваться к разным аспектам одного явления.
Вот письма на высший балл от моих учеников с прошлого экзамена. Никакие критерии оценивания или оформления не менялись, т.е. они актуальны до сих пор.
Пожалуйста, помните о почерке, не надо косплеить врачей. Пишите так, чтобы эксперты вас поняли. Если слово написано непонятно, это ваша проблема, не читателей - будет снижен балл. Эксперты искренне хотят поставить вам хороший балл, но есть инструкции по проверке. Они не имеют право додумывать за вас.
Постарайтесь писать разборчиво, один раз можно и поднапрячься. Посмотрите, какая красота! Приятно же такое читать?
Напомню, что на высший балл (6 баллов) можно сделать вот столько ошибок:
- 1 неполный или неточный аспект по РКЗ,
- 1 ошибка в организации текста и логике,
- 2 ошибки в грамматике и лексике (в сумме),
- 2 ошибки в орфографии и пунктуации (в сумме).
По идеи на это задание ФИПИ советует выделить 30 минут, но это много. Обычно я делаю так: внимательно читаю письмо, понимаю тему и контекст: о чем меня спрашивают. Выделяю 3 вопроса: если ли why, how, where и т.д. На черновике пишу ответы на вопросы. Беру слова и выражения из самого письма.
Если я забыла как пишется какое-то слово, я не рискую, пишу какое-то другое, то, в чем я уверена. Стараюсь писать просто, без накрученной грамматики, здесь этого не требуют.
Что касается оформления, у меня много статей на эту тему написано - я дам ссылки на них ниже, прочитайте и освежите в памяти основные моменты.
Далее на черновике я задаю вопросы другу, потом всё это проверяю и беру уже бланк экзамена и начинаю писать в чистовик: номер задания 37 и ниже мое письмо.
Не надо экономить место на бланке, оставляйте себе место под исправления.
Обязательно посчитайте слова. Не надо выходить за рамки требований: 100 - 140 слов. Самый максимум 154 слова, но это для экспертов, не для вас. Можно немного выйти, но до 150 слов. Иначе будут проверять только 140 и много чего туда не войдет.
Проверьте письмо несколько раз, ниже чек-лист от разработчика экзамена:
По грамматике, следим за:
- Артиклями, прямо отдельно читаем письмо, обращаем внимание на необходимость артиклей в каждом случае.
- Согласование подлежащего и сказуемого: ед. или мн. число?
- Порядок слов, особенно в вопросах, все ли на месте, там, где должно быть?
- Повторите разницу между boring и bored/ interested и interesting,
- Правильный выбор: прилагательное или наречие: live calmly, smile kindly и т.д.
Самое главое в этом задание - концентрация: ребята спешат, не вчитываются в то, что запрашивается, и в то, что уже дано.
Сделайте это задание, когда у вас еще достаточно сил.
Пишите только то, в чем уверены.
Не помните слово - замените.
Про email все, позже напишу про эссе.
Удачи на экзамене! 🍀🍀🍀
Еще по теме письма можно почитать тут:
5 главных ошибок в вопросах другу в email. Разбираем задание 37 в ЕГЭ по английскому
Какие мостики-переходы можно делать в email в ЕГЭ по английскому? Полный список от репетитора.
Пост-навигатор по всем главным статьям.