Найти тему

Самолеты Второй мировой войны: ББ-1

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В соответствии с директивой, изданной Народным комиссаром авиационной промышленности от 7 июля 1939 года, конструкторская группа Сухого была направлена на производственный завод № 135 в городе Харькове. Здесь 4 августа самолет Туманского «Иванов» с двигателем М-87А был запущен в серийное производство под обозначением ББ-1 (бомбардировщик № 1) вместо Немана Р-I0 (от этого проекта отказались в ХАИ в октябре 1939 года). В сентябре Павел Сухой был назначен главным конструктором авиационного завода № 135 и конструкторского бюро № 29 (КБ-29).

Было выпущено небольшое количество самолетов ББ-l с двигателем М-87А. Самолет был смешанной конструкции, с деревянным фюзеляжем и оперением и металлическими крыльями. В апреле 1940 года государственные испытания серийного ББ-l с двигателем М-88 успешно прошли с летчиком-испытателем А. Долговым. В этом же году, помимо завода № 135 в Харькове, производство серийных ББ-л с двигателем М-88 (вскоре переименованных в Су-2) было начато на заводе № 31 в Таганроге и на заводе № 207 под Москвой.

Однако вскоре Су-2 был снят с производства с конвейера в Таганроге в пользу истребителя ЛаГГ-3, после того как было выпущено несколько десятков Су-2. В феврале 1941 года был выпущен модифицированный Су-2 с 1000-сильным (746 кВт) с двигателем М-88Б.

Доработки внесенные в конструкцию самолета включали в себя перестановку выхлопных труб для увеличения тяги, а также замена турели. Летные испытания показали увеличение максимальной скорости, потолка и дальности полета модифицированного самолета. Обычная бомбовая нагрузка в 600 кг включала в себя до 400 кг бомб весом до 100 кг в фюзеляжном бомбоотсеке, дополненном двумя 100 кг или даже 250 кг бомбами, размещаемыми снаружи. Когда ББ-l с двигателем M-88 пошел в серию, пушка в люке и бронезащита штурмана были сняты для снижения веса. Поскольку это позволило улучшить характеристики самолета за счет ослабления оборонительных возможностей, было необходимо, чтобы формирования ББ-l должны были сопровождаться истребителями. Темп поставок на Харьковском заводе быстро нарастал и к концу года достиг трех самолетов ББ-l (Су-2) в день.

Из-за огромного истощения личного состава в первые дни войны, истребители сопровождения для бомбардировщиков стало роскошью, которую ВС не могли себе позволить. Уязвимость Су-2 заставила Сухого сформировать специальную команду для восстановления обороноспособности самолета, включая бронезащиту штурмана. Задача была решена за несколько дней, и с июля 1941 года вооружение и броня были восстановлены на серийных самолеты. В середине июля 1941 года командующий Юго-Западного фронта Буденный, посетил Харьковский завод и обратился удвоить выпуск Су-2. Завод был переведен на безостановочное производство, что позволило увеличить ежедневный выпуск до шести самолетов. В августе 1941 года сборка Су-2 велась на харьковской линии в условиях усиленных бомбардировок Люфтваффе, и формируемые поблизости летные подразделения сразу отправлялись на фронт. Наступление вермахта вынудило эвакуировать завод № 135 в г. Молотов (позже переименованный в Пермь). 110 самолетов Су-2 сошедшие с харьковского конвейера в 1940 году были дополнены 525, поставленными в 1941 году.

Некоторые серийные Су-2 были приспособлены для несения шести, восьми или десяти реактивных снарядов РС-82 или РС-132. Во всех своих модификациях Су-2 демонстрировал исключительную живучесть. Его прочная конструкция позволяла самолету при значительных повреждениях оставаться в воздухе. Примерами такой прочности были полеты только с половиной руля и хвостового оперения и при этом возвращаться на базу.

Поддержите канал-поставьте лайк.