Поскольку этот дзен-канал по сути своей личный блог,то и материалы в нем лишь личное мнение автора,поэтому то и в нем вы найдете ,как размышления об играх кино и книгах,так и небольшие мини-рассказы или заметки околопублицистического характера. Одна из них перед вами сегодня расскажу ,как я познакомился с наследием великого польского фантаста Станислава Лема.
Станислав Лем — известный польский фантаст. Любому любителю фантастики известен лемовский «Солярис». Книга с ярко выраженным философским подтекстом, автор как бы задает вопрос: «Способен ли человек к контакту с иной формой жизни, принципиально от нас отличающейся?» Нет, дорогой читатель, я не намерен пространно рассуждать о внеземных контактах, возможно, когда-нибудь потом, за рюмкой космического ликёра.
Знакомство с паном Станиславом Лемом .
Первой книгой знаменитого фантаста был сборник, включающий три произведения: «Солярис», «Непобедимый», «Звёздные дневники Йона Тихого». Как ни странно, первые два произведения, немного пролистав, я отложил. Есть у меня такая странная привычка: незнакомую книгу пролистать, посмотреть диалоги, стиль. В общем, зацепит или нет произведение, в «Дневниках» обратила на себя внимание строчка «Я вдарил себе понедельничному». Как оказалось впоследствии, рассказ шел о том, как незадачливый космический путешественник попал в петлю времени. Что привело к появлению нескольких временных зон внутри корабля. «Дневники Йона Тихого» написаны легким живым языком. В них с юмором обыгрываются многие «штампы» научной фантастики. За легким юмором проступает едкая социальная сатира на современное Лему общество. Вместе с тем автор предостерегает людей от хищнического разбазаривания ресурсов планеты, посмотрите, как меняется с шутливого на серьезный тон авторский голос в открытом письме Йона Тихого, озаглавленном «Спасем космос». Лем устами своего героя обращается к людям с призывом сохранить и приумножить природные богатства, которыми нас одарил космос.
Роботы, сказки рассказывающие
Второй книгой польского мэтра для меня стала «Кибериада» и «Сказки роботов». Сказки роботов — весьма противоречивое чтиво, к примеру, мой дядя, прочитав пару страниц, заключил: «Автор сумасшедший» или же «плотно сидит» на конопле. Слог и повествование сказок — аллюзия на средневековый европейский фольклор. Некоторые из них кажутся слишком простыми, какие-то, наоборот, заумными. Автору данных строк особенно понравился рассказ «Друг Автоматея», в нем Лем в свойственной сатирической манере заставляет немного по-другому посмотреть на «дружбу». Следующий цикл рассказов «Кибериада» знакомит нас с двумя киборгами-учеными Труллем и Клапауцием. Они словно средневековые алхимики путешествуют от планеты к планете. Попадая в самые невероятные приключения, и тут Лем был верен себе: смесь гротеска и тонкой сатиры. Чего только стоят строки «Король был просвещённый правитель, он любил марши, войну и слежку». Рассказ «Альтруизин» в гротескно-юмористическом ключе обыгрывает один из основных философских вопросов о добре и зле. Возможно ли сделать так, чтоб люди смогли создать общество «всеобщего блага»? Фантаст дает на этот вопрос отрицательный ответ. «Лемовская» фантастика заставляет читателя задуматься, посмотреть на поднимаемые в его книгах проблемы под весьма неожиданным углом. В юмористических, на первый взгляд, зарисовках он показывает читателю правдивый и не всегда лицеприятный облик человеческого общества.
А что вы читали из книг великого фантаста уважаемые читатели?