В начале моей педагогической деятельности в Дании я иногда приходила в учительскую сильно расстроенной. Мне казалось, что ученики ни во что меня не ставят, на уроки опаздывают, забывают делать домашние задания, а один, особо безрукий, даже термометр в лаборатории разбил!
Почему-то мне казалось, что ученики делают это специально, чтобы показать мне, что я для них - никто.
И тогда моя коллега, которая и приняла меня на работу и впоследствии моей подругой, сказала мне: а ты думай, что они все это делают не специально. Разбил термометр - ну, вот такой он безрукий, ничего не поделаешь. Это же не проблема, школа 10 таких термометров купит (вот эти слова моей русской директрисе в уши! Она даже после моего ухода не могла забыть, как мои ученики однажды разбили термометр(на самом деле не мои и не при мне), мне бывшие коллеги рассказывали!).
Если ученики опаздывают на урок, то можно просто этого не заметить. Пусть проходят, садятся и начинают работать. Те, кто действительно опоздал не специально, будут учителю благодарны, что не заметил оплошности, а если все-таки найдутся такие, которые опаздывают назло, тот им будет неинтересно злить учителя, когда он не злится. Ну, а если клинический случай - то есть ученик постоянно опаздывает, то его нужно посылать в более высокие инстанции - к наставникам, пусть разбираются. Может, действительно проблема какая-нибудь, от учителя независимая.
Ну а домашние задания...Мало ли какие причины могут быть. Кто-то не очень умный, а денег нет, чтобы за решение заплатить, или времени нет, или действительно болел.
И когда я начала следовать этому совету: никто никогда ничего не делает мне назло. Мне это только кажется! Люди совершают ошибки, и поэтому их нужно просто понять и простить!
Постепенно моя жизнь стала намного легче: что бы ни случилось в классе с моими учениками, я просто думаю - ну они же не специально, просто неразумные еще. Понять, простить, научить!
Теперь ученики, если опазывают, то сильно расстраиваются и бегут извиняться, как и за не сданные вовремя домашние задания. А термометры - они же не мои, школа еще купит, что же ученика-то за кривые ручки гнобить?
Это умение помогло мне и во всей остальной жизни - даже если люди и делают что-то неправильно, то я всегда думаю - ну они же не специально, по неразумению своему.
Так что - не стреляйте в пианистов, и ваша жизнь будет намного спокойнее!