Тема настоящей статьи: «Степени развития страсти». Это уже мы про саму страсть начинаем говорить. Пока поговорим вообщем, но потом потихонечку подойдём к тому, что будем разбирать каждую страсть; это уже будет сама сущность наших лекций. Итак, ступени, или степени, развития страсти. Сейчас назовём их все, а потом подробно остановимся на каждой. Первая ступень это прилог. Вторая это сочетание (сосложение). На третьей ступени происходит борьба, на четвёртой происходит пленение, или порабощение. И, наконец пятая, самая высокая ступень, называется одержимость. Таким образом, страсти не сразу захватывают человека. Захватить человека сразу до пятого уровня бесы не могут. Они вынуждены всегда преодолевать вот эту пятиступенчатую лестницу. Чтобы добиться полного подчинения человека, они должны пройти с этим человеком какой-то период. Это Господь очень мудро устроил, иначе действительно не спаслась бы никакая плоть, как говорил апостол Павел, что если бы бесы вот так сразу захватывали бы человека, то тогда не было бы человеку спасения, и задача человека, пока он ещё не достиг пятой ступени, снова вернуться на первую, а лучше вообще освободиться от этой лестницы. Наша задача состоит в том, чтобы эту лестницу просто от себя отодвинуть и перестать по ней идти; это действительно самая важная задача. Итак, первой ступенью развития греха в человеке является прилог. Всё это мы говорим по Иоанну Лествичнику. С ним согласна основная масса святых отцов. Что такое прилог? Это стадия развития греха, во время которой в уме человека появляется помысел о неполезном предмете или явлении. Обычно это посылается от приставленного человеку беса-искусителя. Книга «Письма баламута» как раз об этом и говорит. Каждому человеку Богом попускается иметь такого беса, но попускается не просто так, а с промыслительной целью. Как говорится в известной народной пословице, на то и щука в реке, чтоб карась не дремал, то есть чтобы мы не дремали, чтобы не расхалаживались душевно и духовно, Бог попускает нам иметь такого беса. Ещё один важный вопрос необходимо затронуть. Дело в том, что бес может всевать в нас помыслы, но он не может читать наши мысли. Он может трактовать только по внешнему реагированию человека на события. Вот это как раз и есть действо, которым бесы в основном и пользуются; это показано в фильме «Солги мне». Если кто не знает, этот фильм называется ещё «Теория лжи». Там есть такой человек, который по внешней реакции людей составляет психологический портрет, и таким путём там даже находятся преступники. Этот герой даже по непроизвольным жестам людей всё эточитает. Нужно сказать, что это дело не совсем богоугодное. Что нужно делать, чтобы не попадаться на вот эту удочку бесов, чтобы они как можно меньше всевали в нас помыслов? Дело в том, что бесы любят наше стандартное поведение, то есть поведение по так называемым стереотипам. Когда наша жизнь происходит по стереотипам, даже между прочим по православным стереотипам, это очень удобно для бесов. Почему? Потому что стереотипы, манера поведения это всё предсказуемость человека, а спредсказуемым человеком удобно и хорошожить, и бесам тоже с ним легче. В качестве противоположного примера можно привестипример наших святых. Нельзя сказать, что они были стереотипными и предсказуемыми людьми. Если подумать над этим, поразмыслить, то это окажется действительно так. Почему это удобно для бесов? Дело в том, что они на этом строят свои лжепредсказания. Если они знают, что человек ходит в такое-то место, значит он ещё туда пойдёт. Так, например, человек в очередной раз пошёл в бар и напился. Всё это время с ним ничего не случалось, а тут попался вори ограбил его. Бесы послали этого вора, потому что знают, что этот человек придёт. Так же бесы могут подослать и человека с ножом, и тогда человек лишится жизни из-за своей предсказуемости. В мирской психологии есть целое направление, называемое гештальтпсихологией, которое занимается именно освобождением человека от стереотипов. Нельзя сказать, что оно стоит близко к Церкви, но во всяком случае полезно для нас, чтобы хотя бы чуть чуть отойти от своих стереотипов, только у нас каку православных людей всегда должен быть ограничитель. Дело в том, что нам нельзя переходить линию греха, то есть освобождаться от стереотипов, не нарушая при этом границу греха; нужно всегда об этом помнить. Можно одновременно быть для многих непредсказуемым и в то же времяне набиратьсяпри этомгреха. Что касается всевания помыслов, бесы всегда на этой стадии, на стадии прилога, начинают приводить человека в волнение, смятение, то есть, грубо говоря, выбивать человека из седла. Когда бесы всевают эти помыслы, они ещё одновременно всевают помыслы о том, что это только у тебя, что такого грешника больше нет. И вот здесь на самом деле человексразу впадает в некое отчаяние: «Разве я такой самый большой грешник, что мне уже нет спасения?» Таким образом, человек сам себе отрезает путь дальше, то есть это обладание страстью сразу переводится на следующие этажи вот этой лестницы, и поскольку человек это принимает, он обезоружен. Он обезоружен именно тем, что он сразу всё это впустил в себя, сразу согласился. Вот почему мы и должны слушать святых отцов, которые говорят, что помыслы есть у всех. Они есть абсолютно у всех людей, даже у святых; вот, что самое главное. Под «помыслами» в данном случае имеются ввиду страстные помыслы. Здесь уместно привести рассказ из «Отечника». Приходит ученик к старцу и говорит: «Отче, меня беспокоят помыслы». Он вывел его из своей хижины и говорит: «Распахни полу своего одеяния». Тот распахнул. Старец говорит: «Теперь попытайся поймать ветер». Он говорит: «Как же я поймаю?» Тогда старец говорит: «Так же ты и не можешь запретить помыслам». Таким образом, старец сказал очень важную вещь, а именно то, что мы не причастны прилогам и ничего не можем сделать, поэтому прилог на самом деле безгрешен для человека, и Господь за прилоги нас судить не будет. Человек очень часто думает, что раз у него эти помыслы появились, значит он самый большой грешник. Вот на этом бесы и ловят. Значит мы хотя бы для себя уже будем знать, что как раз в этом ничего страшного нету, и то, что у нас эти прилоги появились, в этом ничего страшного. Господь за прилоги не судит. Появились помыслы, мы прошли мимо. Всё.Мы освободились и дальше себе живём. Второй ступенью развития греха является сочетание, или сосложение. Тут уже другое дело. Что если человеку этот помысел понравился? Если человеку этот помысел понравился, то тогда уже начинается первая стадия развития греха, и человек за это уже будет наказываться. Человек будет наказываться за то, что он согласился и принял этот помысел в себя, ипока это только сосложение, это грех в очень малой степени. Мы заинтересовались и начинаем этот помысел обдумывать, перекатывать в голове,то есть мы уже начинаем с ним общаться. Тот самый момент, когда змий спросил Еву о вкушении плодов в Раю, это был прилог, а то, что Ева не отринула его и стала с ним разговаривать, уже было сосложением. Если бы Ева сразу сказала: «Иди отсюда, ты представляешь мне Бога злым, жёстким и чёрствым. Я знаю, что Бог есть Любовь, поэтому не желаю тебя слушать», - она отвергла бы прилог. Вместо этого она уже сразу в ответе проявляет свою слабость, свою заинтересованность: «Что же он дальше скажет?» Таким образом, получилось собеседование, Ева стала с этим бесом разговаривать, и все мы уже видим результаты. Третья стадия развития страсти называется борьба. Само слово «борьба», как ни странно,уже говорит об удалённости души от Бога, то есть душа из-за греха уже начинает удаляться от своего Создателя. Мы можем это вывести из слов святителя Николая Сербского; это тоже полезно запомнить. Он говорит:«Где Бог, там борьбы нет, где Бог, там победа». Таким образом, отсюда мы видим, что бесы нам так заморачивают ум,что мы очень часто, даже православные, переходим на манихейские позиции,что Бог и сатана это два равных начала, и борьба между ними это основа жизни. Люди, начинающие говорить о магии, приворотах и тому подобных вещах, грешат именно в том, что считают беса или наравне, или сильнее Бога. Получается, что если один человек может другому что-то сделать, подсыпать что- подложить, то получается, что Бог нейтрализован, и Он ничего не может с этим сделать. К сожалению, даже многие батюшки в этом участвуют; это самое, наверное, ужасное. Участвуют в каком смысле? В том смысле, что верят в это и распространяют среди прихожан. Что делать, если уже священник об этом думает и в это верит? Вообщем, ещё раз скажем: «Где Бог, там борьбы нет. Где Бог, там победа»; давайте всегда это тоже помнить. Вот почему наша Церковь делится на две церкви. Земная, видимая, Церковь это Церковь воинствующая. Тут идёт борьба, и мы ещё удалены от Бога. Эта Церковь ведёт борьбу против врага, но тем не менее это Церковь. Небесная же Церковь называется торжествующей, там святые наслаждаются победой, которую они достигли, и зовут нас к себе. Здесь действительно надо откликаться и идти. Необходимо действительно пройти свой путь борьбы и достичь торжества, достичь победы. Самое страшное, когда в этой борьбе человек остаётся один, без Божественной помощи. Это самое страшное, потому что, как один из наших святых говорит, что ты человек, которому несколько десятков лет, своими силами пытаешься бороться с сущностями, которым семь с половиной тысяч лет. Действительно, когда мы приходим в такое состояние, борения, мы всё пытаемся делать сами, но это неверно.Здесь человек должен сразу же прибегнуть к молитве и таинствам. Это самый лучший выход, чтобы это борение склонить на свою сторону, то есть действительно уйти с этой лестницы вниз и уже не подниматься выше к развитию страсти. Самый первый путь, чтобы эту борьбу склонить на свою сторону, это устремиться к Богу через молитву и участие в таинствах, исповеди и причастия, это самое первое. Следующая ступень называется пленение. Пленение это уже практически обладание. Если человек не боролся, то страсть охватывает человека, и чаще всего именно на этой стадии развития страсти происходит грех действием, то есть проявляется грех, соответствующий этой страсти. Чаще всего именно на этой стадии проявляется грех, соответствующий этой страсти. Человек боролся, например, украсть или не украсть, и именно на стадии пленения он идёт и крадёт. Человек боролся выпить ему или не выпить, идёт и выпивает. Таким образом, на стадии пленения человек уже идёт и совершает грех действием, и здесь очень важно сказать, что если мы будем бороться только со своими видимыми грехами, то мы будем бороться только с пленением, не замечая тех трёх ступеней, которые были раньше. Закодировали мы, например, человека, он не совершает грех видимый, но внутри всё разрывается от желания выпить, внутри человек ещё больше мучается от неудовлетворённой страсти. Поэтому мало победить внешний грех, его внешнее проявление. Да, это удобно для людей. Как хорошо, замечательно, человек перестал пить, все радуются. Человек сразу становится уважаемым, его больше начинают уважать. Таким образом,с нравственной точки зрения всё прекрасно, но с духовной точки зрения дело обстоит иначе, человек мучается от неудовлетворённой страсти, человек мучается, потому что ему хочется, а нельзя. И когда человек срывается, когда он всё это отметает и идёт вразнос, тогда становится ещё хуже. Пятая стадия развития греха в человеке это одержимость. Что такое одержимость? Это длительное пребывание человека в страсти. Ярким примером одержимости является наркомания. Здесь мы уже видим, к чему такая одержимость приводит. Человек ради этой дозы готов действительно на всё. Он готов, как говорится, имаму родную продать, и всё, что угодно, сделать. И вот здесь ещё необходимо сказать, что, когда бес завладевает душой, это гораздо хуже, чем одержимость телесная, то есть беснование. Таким образом, если Господь попустил телу вот так мучиться, то это очень часто является исполнением слов апостола Павла о том, что тело необходимо предать сатане во измождение плоти, дабы дух был спасён (1 коринфянам 5:5). Это очень важно, и апостол Павел это специально оговаривает. Поэтому, как ни странно, телесное беснование в чём-то и полезно; мы не можем это вместить в себя, но тем не менее это так. Нам кажется, что раз человек мучается, надо ему помочь, спасти его, на вычитку свозить, но древняя Церковь почему-то вычиток практически не знала, потому что древние христиане понимали, что вот такое беснование несёт пользу душе. Нам это неприятно, нас это коробит, нам не по себе, но душа человека, пребывая в таком состоянии, очищается. Что мы делаем тогда вычиткой? Вычиткой мы просто напросто делаем то, о чём нам говорит Евангелие, когда бес уходит, а затем, видя дом, коим является наша душа, чистым, выметенным,возвращается с семью новыми бесами, и бывает человеку последнее горше первого. Очень маленькое число из тех, кто освободился от бесов на вычитках, потом приходят и становятся настоящими верующими. А зачем? На это ведь никто не смотрит. Это сделали в церкви и забыли, и живи себе дальше. А как дальше? Ведь человек дальше так же и живёт, и вот эти причины,страсти, не искоренены, к чему всё это привело. Всё это приводит к худшим последствиям. В качестве примера одержимости душевной можно привести игроманов. Особенно, когда эти столбики на каждом шагу стояли, это вообще ужас. Человек приходил в магазин, у него тряслись руки, и он просил: «Запиши мне в долг. Запиши мне ещё, запиши мне ещё». Это уже беснование душевное. Нельзя сказать, что это беснование телесное, потому что здесь уже именно душа одержима. Помимо игроманов к примерам душевной одержимости относятся так же наркоманы и алкоголики;это страшно на самом деле. А ещё страшнее, когда у человека поселяется такая страсть, как одержимость убийством, и человек становится маньяком.
Христианская аскетика. Степени развития страсти.
8 июня 20248 июн 2024
4
11 мин