Итак, надеюсь все читатели предыдущей второй части "Разоблачения версии золотого выстрела Ч2" поверили что у броненосца Орел действительно было около 300 осколочных пробоин в наружном борту. Причем мелкие пробоины во внутренних переборках я уж не принимаю во внимание - а только те, в которые снаружи могла вливаться морская вода. но большинство читателей ленивы умом, и не дают себе труда умственными размышлениями проверять правдивость великого множества разных цифр встречающимся им при чтении книг. Да тем более что читатели зачастую не имеют достаточных даже минимальных знаний в различных областях науки и техники. Одну из таких очень важных цифр я увидел в книге адмирала Макарова "Рассуждения по вопросам морской тактики". Он написал что в пробоину от 12-дюймового снаряда (калибром 305 мм) за час вливается примерно 500 тонн воды. То есть площадь в свету такой пробоины примерно как футбольный мяч или лист формата А4 30 смх21см. Поэтому все аварийные водооткачивающие насосы на большинстве кораблей и меи примерно такую производительность - порядка 500 тонн воды в час. А больше и не нужно было, потому, что например размер торпедной пробоины как ворота и в нее вливаются сотни тысяч тонн воды, что откачать в принципе невозможно. Вот размеры этих больших осколочных пробоин в бортах броненосца Орел вероятно и были примерно такой площади. Поэтому чтобы читатели наглядно представили себе непотопляемость кораблей в Цусиме - то есть количество вливавшейся воды в русские корабли - просто умножим 300 осколочных пробоин на 500 тонн воды в каждую из них ~ 150000 (примерно сто пятьдесят тысяч тонн). Если кто-то из вас скажет, что все осколочные пробоины на самом деле были разного размера, и поэтому вычисленная автором цифра весьма неточная и приблизительная. Так я напомню, что как-то академик корабельной науки А.Н. Крылов приехал на один судостроительный завод и его познакомили с одним инженером, который всегда производил очень точные расчеты. Но академик Крылов не обрадовался, а тут же приказал уволить того инженера за глупость и бесполезную растрату рабочего времени. Потому, что вычисленная с абсолютной точностью любая цифра не имеет никакого практического смысла. Например ширина корабля вычисленная простым умножение может иметь вид 23,56934 метра. Но это означает, что учтены не только полметра и 6 сантиметров, но и 9 миллиметров, и 34 сотых долей миллиметра, чего в реальности знать просто не нужно! А ведь на вычисление тех дополнительных цифр в те далекие времена вручную, когда еще не было не только калькуляторов и арифмометров, но даже и логарифмических линеек требовало дополнительных затрат рабочего времени. Поэтому, в советских кораблестроительных институтах от студентов всегда требовали чтобы количество значащих цифр во всех расчетах было ни в коем случае не больше 3, а остальные - обязательно требовалось округлять - иначе ставили двойки даже за абсолютно правильный расчет. Так это в инженерных расчетах, а в быту или для простого понимания часто хватает и всего одной значащей цифры. Например, в школе меня всегда удивляло, как это нашей учительнице удается так быстро - всего за одну секунду проверять вычисления учеников, на которые мы тратили по нескольку минут. И потом я понял, что на самом деле она производила только приблизительные вычисления с весьма низкой точностью до одной значащей цифры. Например чтобы умножить 3,86574х2,13679~ она просто умножала 4х2=8 и если результат ученика был похож, то она соглашалась. Так что во многих случаях вычислений вовсе не надо знать точных цифр - достаточно правильно понять физический смысл.
Но продолжим техническое расследование непотопляемости броненосцев типа "Бородино". В первой части я упомянул только осколочные пробоины в их бортах, но ведь были еще и прямые попадания японских снарядов в их наружную обшивку. В основном это были попадания 12 дюймовых и 8 дюймовых снарядов (шестидюймовые мне и вовсе рассматривать неохота). Инженер Костенко написал в своей книге, что диаметр пробоины от 12-дюймового снаряда в тонкой обшивке был около 8 футов, то есть 2,4 метра. И я даже не буду утруждать себя простейшим вычисление площади этих пробоин. Просто зная, что диаметр пробоин от 12-дюймовых бронебойных снарядов 0,3 метра, то значит их площади больше в 8х8=64 раза, то есть количество вливающейся воды тоже больше в 64 раза. Таким образом в каждую пробоину от двенадцатидюймовки могло вливаться 500 т х 64= 32000 т воды, и осталось узнать только сколько именно было таких пробоин.
Об этом написал английский капитан Пэкинхем. По его сведениям в Орел было 5 попаданий 12-дюймовых снарядов. На самом деле энтот Пэкинхем просто болван, не сумевший даже просто сосчитать число попаданий снарядов в русский корабль. Дело в том, что он издалека - с берега считал только то, что видел своими глазами: огромные пробоины в тонкой бортовой обшивке Орла. А на самом деле, множество попаданий японских снарядов пришлись кроме этого в верхнюю палубу и в два броневых пояса. Так вот - попадания в палубу были примерно на уровне глаз стоящего на берегу человека, поэтому дурак-Пэкинхем их просто не видел. Зато он несомненно видел ствол оторванного 12-дюймового орудия носовой башни, и разумеется решил, что это был результат удара об него японского крупнокалиберного 12-дюймового снаряда, впрочем и все глупые знатоки думают точно также. Но я уверен, что это ошибочное мнение: на самом деле это результат того, что японский снаряд разорвался на воде далеко от Орла, и залетел ему прямо внутрь ствола этого орудия, а русские артиллеристы не заметили этого, и зарядив орудие произвели из него выстрел. Снаряд начал двигаться вперед, но сразу же заклинился об этот осколок и двигая его вперед мгновенно раскалился и вызвал самопроизвольный взрыв ВВ двенадцатидюймового русского снаряда, который разорвал пушку и бросил огромный кусок ее ствола на ходовой мостик. То есть в этом случае не было прямого попадания японского крупнокалиберного снаряда прямо в Орел, а только попадание осколка. Так что из ошибочной цифры Пэкинхема 5 надо вычесть одно осколочное попадание. Правда глупый Пэкинхем при этом не удосужился сосчитать множество японских попаданий в броню Орла, но лично мне это только на руку в данной статье, поскольку попадания в бортовую броню не создавали открытых пробоин, и значит в них не вливалась вода, а я в этом расчете пытаюсь определить только живучесть и непотопляемость броненосца. Так что как раз вот эти 4 четыре большие пробоины от фугасных 12-дюймовых снарядов нас в данном расчете и интересуют. Правда у японцев были еще и бронебойные 12-дюймовые снаряды наполненные не шимозой, а порохом, которые создавали разумеется гораздо меньшей площади, точно так же как и восьмидюймовые, и шестидюймовые. но для начала все-таки подсчитаем объем воды вливавшейся в пробоины от фугасных 12-дюймовых. Итак, пять минус один = 4 умножаем на 500 т/ч и еще умножаем на 64, или попросту 4х32000 т= 128000 т воды в час. Но если вспомнить еще и про восьмидюймовые и шестидюймовые пробоины, которые были конечно гораздо меньшей площади то не утруждая себя мало-мальски точным подсчетом (потому, что на самом деле в конце концов все это окажется полной фантасмагорией), то добавив еще несколько тысяч тонн вливавшейся воды, получим сумму от взрывов японских снарядов порядка 150 тысяч тонн, и плюс + еще 150 тысяч тонн от трехсот осколочных пробоин - в сумме это составит порядка 300 тысяч тонн воды вливавшейся на броненосец в час. А если хотим знать сколько в одну минуту, то поделив на 60, получим 5 тысяч тонн воды/минуту.
Но все это были только предварительные - подготовительные расчеты чтобы наглядно показать читателям какова на самом деле была живучесть и непотопляемость броненосцев типа Бородино. И вот чтобы узнать сколько именно времени все они смогли бы продержаться на поверхности воды, надо произвести еще немного простейших расчетов. Как известно в кораблестроении любой корабль потонет, когда полностью израсходует весь свой запас плОвучести - именно плОвучести, как говорят профессиональные судостроители, а не плАвучести, как говорят сухопутные люди. Ну это точно так же как моряки говорят компАс, а не кОмпас, и не штормы, а штормА, не крейсерЫ, а крейсерА.
Так вот - запас плОвучести - это объем надводной части корпуса который выше ватерлинии, причем надстройки даже не имеют права в него входить. И по опыту зная какой запас пловучести был у кораблей разных классов и типов, я на глаз предполагаю, что у Бородино он был примерно 100%. То есть при водоизмещении со всей перегрузкой около 15000 т, этот запас пловучести у Бородино составлял примерно 15000 кубических метров. А поскольку тонна соленой морской воды занимает объем примерно 1 кубический метр, то значит вливающиеся 5000 тонн (кубометров) воды в минуту потопили бы каждый из броненосцев типа Бородино всего за 3 минуты!
Но ведь это же полный абсурд! Ведь всем кто читал про Цусимское сражение известно, что все броненосцы Бородино маневрировали и продержались под огнем на плаву все 7 часов (примерно 420 минут!), а вовсе не 3 минуты. Так почему же возникло такое расхождение умозрительных расчетов с реальностью? А на самом деле никакого абсурда вовсе нет и не было, и все происходило в строгом соответствии с законами физики.
Сначала автор задал бы читателям этой статьи вопрос: а что они думают о том: куда именно у бородинцев вливалась вода? И хотя большинство слишком торопливых и невдумчивых читателей наверняка поспешно ответили бы, что вода разумеется вливается в корпус корабля - и этим топит его, а куда же еще? Но не стоило бы торопится с ответом, потому, что у любого надводного корабля есть как подводная его часть - которая ниже ватерлинии, так и надводная часть корпуса. И если бы морская вода вливалась в подводную часть их корпусов в таких гигантских количествах по 5 тысяч тонн в минуту, то все они действительно затонули бы почти моментально, даже несмотря на все переборки.
Но дело в том, что у всех кораблей на штормовом волнении существует так называемая "переменная ватерлиния" - то есть вовсе не ровная гладкая плоскость, и весьма изогнутая поверхность воды. И инженеры судостроители и кораблестроители при расчетах кораблей всегда ставят на так называемую "трохоидальную волну" - то есть волну абсолютно правильной геометрической формы, у которой длина ровно в 20 раз больше высоты, то есть если длина Бородино 121 м, то значит высота трохоидальной волны для него 6 м. Но на самом деле реальные штормовые волны не совсем трохоидальные а имеют некоторые отклонения от идеально правильной геометрической формы. К томуже сам корабль на ходу раскачивается в разные стороны - он то зарывается носом в волну, то кормой, то кренится на правый или левый борт, и еще корабль время от времени кренится из-за отдачи от залпов собственных орудий. И к тому же сила шторма и высота волн бывает разной: в Цусимском сражении она была 5-7 баллов, а это фактически шторм, номинальная сила которого 6 баллов. И как отмечал Костенко в своей книге высота волн доходила до 8 футов, то есть 2,4 м. А ведь высота верхней кромки второго броневого пояса над водой была всего 1,1 м. Таким образом штормовые волны легко перехлестывали через верхнюю кромку броневого пояса и вливались внутрь через множество пробоин в тонкой наружной обшивке (около 300 пробоин у Орла). Но правда тут надо дополнить, что в средней части корпуса броненосцев типа Бородино имелся центральный каземат для 12 75 мм орудий, который имел довольно тонкую броню - толщиной всего 76 мм, но даже эта тонкая броня не пробивалась плохими японскими 12-дюймовыми фугасными и бронебойными снарядами, и этим поднимала высоту неповрежденного борта ще на 2,1 м, доводя общую высоту брони над водой до 3,2 м. Но все-таки длина этого центрального каземата была примерно одну треть длины корпуса. Хотя по моему мнению именно этот непробиваемый японцами каземат и спасал много часов все броненосцы типа Бородино от немедленного потопления, чего не было у всех других кораблей. И вот поэтому вместо 3 минут эти корабли продержались на воде 7 часов.
да, еще много надо дописать, но уже ночь настает, а завтра с утра работать на