Найти тему
Олег Тесленко

Разоблачение версии "Золотого выстрела" Ч 3. Феноменальная непотопляемость бородинцев.

броненосец Орел из открытых источников японского альбома
броненосец Орел из открытых источников японского альбома

Итак, надеюсь все читатели предыдущей второй части "Разоблачения версии золотого выстрела Ч2" поверили что у броненосца Орел действительно было около 300 осколочных пробоин в наружном борту. Причем мелкие пробоины во внутренних переборках я уж не принимаю во внимание - а только те, в которые снаружи могла вливаться морская вода. но большинство читателей ленивы умом, и не дают себе труда умственными размышлениями проверять правдивость великого множества разных цифр встречающимся им при чтении книг. Да тем более что читатели зачастую не имеют достаточных даже минимальных знаний в различных областях науки и техники. Одну из таких очень важных цифр я увидел в книге адмирала Макарова "Рассуждения по вопросам морской тактики". Он написал что в пробоину от 12-дюймового снаряда (калибром 305 мм) за час вливается примерно 500 тонн воды. То есть площадь в свету такой пробоины примерно как футбольный мяч или лист формата А4 30 смх21см. Поэтому все аварийные водооткачивающие насосы на большинстве кораблей и меи примерно такую производительность - порядка 500 тонн воды в час. А больше и не нужно было, потому, что например размер торпедной пробоины как ворота и в нее вливаются сотни тысяч тонн воды, что откачать в принципе невозможно. Вот размеры этих больших осколочных пробоин в бортах броненосца Орел вероятно и были примерно такой площади. Поэтому чтобы читатели наглядно представили себе непотопляемость кораблей в Цусиме - то есть количество вливавшейся воды в русские корабли - просто умножим 300 осколочных пробоин на 500 тонн воды в каждую из них ~ 150000 (примерно сто пятьдесят тысяч тонн). Если кто-то из вас скажет, что все осколочные пробоины на самом деле были разного размера, и поэтому вычисленная автором цифра весьма неточная и приблизительная. Так я напомню, что как-то академик корабельной науки А.Н. Крылов приехал на один судостроительный завод и его познакомили с одним инженером, который всегда производил очень точные расчеты. Но академик Крылов не обрадовался, а тут же приказал уволить того инженера за глупость и бесполезную растрату рабочего времени. Потому, что вычисленная с абсолютной точностью любая цифра не имеет никакого практического смысла. Например ширина корабля вычисленная простым умножение может иметь вид 23,56934 метра. Но это означает, что учтены не только полметра и 6 сантиметров, но и 9 миллиметров, и 34 сотых долей миллиметра, чего в реальности знать просто не нужно! А ведь на вычисление тех дополнительных цифр в те далекие времена вручную, когда еще не было не только калькуляторов и арифмометров, но даже и логарифмических линеек требовало дополнительных затрат рабочего времени. Поэтому, в советских кораблестроительных институтах от студентов всегда требовали чтобы количество значащих цифр во всех расчетах было ни в коем случае не больше 3, а остальные - обязательно требовалось округлять - иначе ставили двойки даже за абсолютно правильный расчет. Так это в инженерных расчетах, а в быту или для простого понимания часто хватает и всего одной значащей цифры. Например, в школе меня всегда удивляло, как это нашей учительнице удается так быстро - всего за одну секунду проверять вычисления учеников, на которые мы тратили по нескольку минут. И потом я понял, что на самом деле она производила только приблизительные вычисления с весьма низкой точностью до одной значащей цифры. Например чтобы умножить 3,86574х2,13679~ она просто умножала 4х2=8 и если результат ученика был похож, то она соглашалась. Так что во многих случаях вычислений вовсе не надо знать точных цифр - достаточно правильно понять физический смысл.

Но продолжим техническое расследование непотопляемости броненосцев типа "Бородино". В первой части я упомянул только осколочные пробоины в их бортах, но ведь были еще и прямые попадания японских снарядов в их наружную обшивку. В основном это были попадания 12 дюймовых и 8 дюймовых снарядов (шестидюймовые мне и вовсе рассматривать неохота). Инженер Костенко написал в своей книге, что диаметр пробоины от 12-дюймового снаряда в тонкой обшивке был около 8 футов, то есть 2,4 метра. И я даже не буду утруждать себя простейшим вычисление площади этих пробоин. Просто зная, что диаметр пробоин от 12-дюймовых бронебойных снарядов 0,3 метра, то значит их площади больше в 8х8=64 раза, то есть количество вливающейся воды тоже больше в 64 раза. Таким образом в каждую пробоину от двенадцатидюймовки могло вливаться 500 т х 64= 32000 т воды, и осталось узнать только сколько именно было таких пробоин.

Об этом написал английский капитан Пэкинхем. По его сведениям в Орел было 5 попаданий 12-дюймовых снарядов. На самом деле энтот Пэкинхем просто болван, не сумевший даже просто сосчитать число попаданий снарядов в русский корабль. Дело в том, что он издалека - с берега считал только то, что видел своими глазами: огромные пробоины в тонкой бортовой обшивке Орла. А на самом деле, множество попаданий японских снарядов пришлись кроме этого в верхнюю палубу и в два броневых пояса. Так вот - попадания в палубу были примерно на уровне глаз стоящего на берегу человека, поэтому дурак-Пэкинхем их просто не видел. Зато он несомненно видел ствол оторванного 12-дюймового орудия носовой башни, и разумеется решил, что это был результат удара об него японского крупнокалиберного 12-дюймового снаряда, впрочем и все глупые знатоки думают точно также. Но я уверен, что это ошибочное мнение: на самом деле это результат того, что японский снаряд разорвался на воде далеко от Орла, и залетел ему прямо внутрь ствола этого орудия, а русские артиллеристы не заметили этого, и зарядив орудие произвели из него выстрел. Снаряд начал двигаться вперед, но сразу же заклинился об этот осколок и двигая его вперед мгновенно раскалился и вызвал самопроизвольный взрыв ВВ двенадцатидюймового русского снаряда, который разорвал пушку и бросил огромный кусок ее ствола на ходовой мостик. То есть в этом случае не было прямого попадания японского крупнокалиберного снаряда прямо в Орел, а только попадание осколка. Так что из ошибочной цифры Пэкинхема 5 надо вычесть одно осколочное попадание. Правда глупый Пэкинхем при этом не удосужился сосчитать множество японских попаданий в броню Орла, но лично мне это только на руку в данной статье, поскольку попадания в бортовую броню не создавали открытых пробоин, и значит в них не вливалась вода, а я в этом расчете пытаюсь определить только живучесть и непотопляемость броненосца. Так что как раз вот эти 4 четыре большие пробоины от фугасных 12-дюймовых снарядов нас в данном расчете и интересуют. Правда у японцев были еще и бронебойные 12-дюймовые снаряды наполненные не шимозой, а порохом, которые создавали разумеется гораздо меньшей площади, точно так же как и восьмидюймовые, и шестидюймовые. но для начала все-таки подсчитаем объем воды вливавшейся в пробоины от фугасных 12-дюймовых. Итак, пять минус один = 4 умножаем на 500 т/ч и еще умножаем на 64, или попросту 4х32000 т= 128000 т воды в час. Но если вспомнить еще и про восьмидюймовые и шестидюймовые пробоины, которые были конечно гораздо меньшей площади то не утруждая себя мало-мальски точным подсчетом (потому, что на самом деле в конце концов все это окажется полной фантасмагорией), то добавив еще несколько тысяч тонн вливавшейся воды, получим сумму от взрывов японских снарядов порядка 150 тысяч тонн, и плюс + еще 150 тысяч тонн от трехсот осколочных пробоин - в сумме это составит порядка 300 тысяч тонн воды вливавшейся на броненосец в час. А если хотим знать сколько в одну минуту, то поделив на 60, получим 5 тысяч тонн воды/минуту.

Но все это были только предварительные - подготовительные расчеты чтобы наглядно показать читателям какова на самом деле была живучесть и непотопляемость броненосцев типа Бородино. И вот чтобы узнать сколько именно времени все они смогли бы продержаться на поверхности воды, надо произвести еще немного простейших расчетов. Как известно в кораблестроении любой корабль потонет, когда полностью израсходует весь свой запас плОвучести - именно плОвучести, как говорят профессиональные судостроители, а не плАвучести, как говорят сухопутные люди. Ну это точно так же как моряки говорят компАс, а не кОмпас, и не штормы, а штормА, не крейсерЫ, а крейсерА.

Так вот - запас плОвучести - это объем надводной части корпуса который выше ватерлинии, причем надстройки даже не имеют права в него входить. И по опыту зная какой запас пловучести был у кораблей разных классов и типов, я на глаз предполагаю, что у Бородино он был примерно 100%. То есть при водоизмещении со всей перегрузкой около 15000 т, этот запас пловучести у Бородино составлял примерно 15000 кубических метров. А поскольку тонна соленой морской воды занимает объем примерно 1 кубический метр, то значит вливающиеся 5000 тонн (кубометров) воды в минуту потопили бы каждый из броненосцев типа Бородино всего за 3 минуты!

Но ведь это же полный абсурд! Ведь всем кто читал про Цусимское сражение известно, что все броненосцы Бородино маневрировали и продержались под огнем на плаву все 7 часов (примерно 420 минут!), а вовсе не 3 минуты. Так почему же возникло такое расхождение умозрительных расчетов с реальностью? А на самом деле никакого абсурда вовсе нет и не было, и все происходило в строгом соответствии с законами физики.

Сначала автор задал бы читателям этой статьи вопрос: а что они думают о том: куда именно у бородинцев вливалась вода? И хотя большинство слишком торопливых и невдумчивых читателей наверняка поспешно ответили бы, что вода разумеется вливается в корпус корабля - и этим топит его, а куда же еще? Но не стоило бы торопится с ответом, потому, что у любого надводного корабля есть как подводная его часть - которая ниже ватерлинии, так и надводная часть корпуса. И если бы морская вода вливалась в подводную часть их корпусов в таких гигантских количествах по 5 тысяч тонн в минуту, то все они действительно затонули бы почти моментально, даже несмотря на все переборки.

Но дело в том, что у всех кораблей на штормовом волнении существует так называемая "переменная ватерлиния" - то есть вовсе не ровная гладкая плоскость, и весьма изогнутая поверхность воды. И инженеры судостроители и кораблестроители при расчетах кораблей всегда ставят на так называемую "трохоидальную волну" - то есть волну абсолютно правильной геометрической формы, у которой длина ровно в 20 раз больше высоты, то есть если длина Бородино 121 м, то значит высота трохоидальной волны для него 6 м. Но на самом деле реальные штормовые волны не совсем трохоидальные а имеют некоторые отклонения от идеально правильной геометрической формы. К томуже сам корабль на ходу раскачивается в разные стороны - он то зарывается носом в волну, то кормой, то кренится на правый или левый борт, и еще корабль время от времени кренится из-за отдачи от залпов собственных орудий. И к тому же сила шторма и высота волн бывает разной: в Цусимском сражении она была 5-7 баллов, а это фактически шторм, номинальная сила которого 6 баллов. И как отмечал Костенко в своей книге высота волн доходила до 8 футов, то есть 2,4 м. А ведь высота верхней кромки второго броневого пояса над водой была всего 1,1 м. Таким образом штормовые волны легко перехлестывали через верхнюю кромку броневого пояса и вливались внутрь через множество пробоин в тонкой наружной обшивке (около 300 пробоин у Орла). Но правда тут надо дополнить, что в средней части корпуса броненосцев типа Бородино имелся центральный каземат для 12 75 мм орудий, который имел довольно тонкую броню - толщиной всего 76 мм, но даже эта тонкая броня не пробивалась плохими японскими 12-дюймовыми фугасными и бронебойными снарядами, и этим поднимала высоту неповрежденного борта ще на 2,1 м, доводя общую высоту брони над водой до 3,2 м. Но все-таки длина этого центрального каземата была примерно одну треть длины корпуса. Хотя по моему мнению именно этот непробиваемый японцами каземат и спасал много часов все броненосцы типа Бородино от немедленного потопления, чего не было у всех других кораблей. И вот поэтому вместо 3 минут эти корабли продержались на воде 7 часов.

да, еще много надо дописать, но уже ночь настает, а завтра с утра работать на