Программные задачи занятия по ОБЖ:
- закрепить правила поведения детей дома в отсутствие взрослых;
- формировать систему действий у ребенка в ситуации попытки проникновения в дом посторонних;
- закрепить у воспитанников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, их назначении, правилах пользования ими;
- закрепить представления о правилах пожарной безопасности, об опасности огня у детей 4—5 лет;
- формировать навыки действий в чрезвычайных ситуациях и практически их закреплять;
- развивать мышление, связную речь;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Материал и оборудование: иллюстрации по сказкам, два телефонных аппарата, картинки с изображением электроприборов.
В. Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь оставаться дома одним?
Что вам не разрешают делать родители, оставляя вас одних?
Включать электроприборы, зажигать спички, брать острые предметы, открывать дверь незнакомым людям и др.)
В. Какие вы знаете сказки, где смелость, добро побеждают зло?
Дети. «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса».
(Показ иллюстрации сказок.)
Герои этих сказок не слушали взрослых. Какая причина опасных ситуаций?
Что случилось с Красной шапочкой?
Кто украл петушка?
Кому открыли дверь козлята?
Мы знаем, что конец в этих сказках счастливый. Но это в сказках. А в жизни подобное непослушание может привести к трагедии. К сожалению не все люди добрые и хорошие.
Есть и такие, которые проникают в квартиры, грабят, воруют их, издеваются над детьми.
Проблемная ситуация
Уходя в магазин, мама сказала Диме, чтобы он никому не открывал. Когда Дима остался один в дверь позвонили. Мальчик спросил: «Кто там?» Но в ответ ничего не услышал и решил посмотреть в глазок.
Правильно ли он сделал? Что ещё можно было сделать в данной ситуации?
Часто злоумышленники идут на разные хитрости: могут сказать, что пришли проверить газ, телефон, водопровод. Поэтому вы не должны открывать дверь своей квартиры никому, кроме тех, кому позволили мама и папа.
Давайте представим, что вы дома одни.
Инсценировка «Кто там?»
Стук в дверь.
Ребёнок. Кто там?
Почтальон. Это я. Почтальон. Открой. Я принёс телеграмму.
Ребёнок. Я не могу открыть, мама не разрешает.
Почтальон. Ты чего боишься? Я маму твою знаю, а она меня.
Ребёнок. Извините, придите тогда, когда мама будет дома, а сейчас я вам не открою.
Почтальон. Открой сейчас же, мне некогда с тобой разговаривать, у меня много срочной работы!
Ребёнок. Нет, извините. Я позвоню маме или папе, а вы приходите вечером, когда они будут дома.
В.
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Нужно ли вести разговор с незнакомцем?
Что ещё можно сделать в этом случае?
В. Запомните пять «НИКОГДА»
НИКОГДА!:
не разговаривайте с незнакомцем;
- не садитесь в машину к незнакомцу;
- не открывайте дверь незнакомцу;
- не берите угощение у незнакомца;
- не идите с незнакомцем.
В. Ребята, послушайте стихотворение:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А ещё бельё погладить…
Как со своей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Они труд нам облегчают,
Время наше сберегают.
И приходится им, братцы,
Электричеством питаться.
О каких помощниках говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
Верно, таких помощников называют — электроприборы. В каждом доме есть предметы, которые необходимы нам в жизни. Важно только научиться ими пользоваться.
Некоторыми предметами дети могут пользоваться, но с осторожностью, другими только со взрослыми, третьими детям вообще запрещается пользоваться. Кто их назовёт? (телевизор, пылесос, утюг, электроплита и др.)
Игра «Что для чего?»
(Воспитатель показывает карточки с изображением электроприборов, а дети рассказывают о их назначении.)
Игра «Можно-нельзя»
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Можно-нельзя». Если вы согласны со сказанным, то говорите — «Да», а если считаете, что допущена ошибка — «Нет».
Нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками.
Можно вставлять в розетку различные предметы.
Нельзя трогать оголённые электрические провода.
Можно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.
Можно оставлять включённые электроприборы без присмотра.
Ситуация
Однажды Саша и Дима были дома одни. Дима говорит: «Саша, давай посмотрим телевизор, там мультфильмы. Разве можно включать телевизор? — ответил Саша.
Дима. «Я умею включать. Вот, посмотри!»
Саша. «Нет, я не могу тебе позволить, потому что может случиться беда-телевизор может загореться, а то и взорваться.»
В. Кто из мальчиков поступил правильно? Почему вы так считаете?
Без взрослых нельзя включать электроприборы!
В случае нарушения правил безопасности или при пользовании неисправными электроприборами может случиться беда-пожар.
Что необходимо делать, когда что-то горит? (Вызвать пожарных.)
Чего делать нельзя? (Нельзя прятаться под кровать, в шкаф.)
Если вдруг пожар случится,
Вмиг пожарный к вам примчится
Если ты в беде один
Вспомни номер 101
Игра-тренинг «Вызов пожарных»
(Дети набирают по игрушечному телефону номер пожарной службы.)
Итог занятия
Игра «Волшебный цветок»
(Дети отрывают лепесток и говорят, чего делать нельзя)
В. В заключение хочу сказать: «Берегите себя!»