Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Северный поток 2: пневматическая труба в Россию» рассказывает, что во время строительства балтийского газопровода «Северный поток - 2» передавались секретные данные вооружённых сил Германии, например, о маршрутах подводных лодок. Следственный комитет выясняет, были ли они отправлены в Москву. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Хофдорниц с его красными сводами и колоннами когда-то был оружейной палатой Шверинского замка. Но в этот день здесь, если хотите, ведутся переговоры о новой форме ведения войны. В замке разместился парламент земли Мекленбург-Передняя Померания, и в эту пятницу в великолепном зале заседаний обсуждается серьёзное подозрение: не пыталась ли Россия получить военные секреты через проект, который немецкое правительство под руководством канцлера Ангелы Меркель годами относило к разряду частных? Секретные данные бундесвера о маршрутах подводных лодок, количестве выстрелов и использованных боеприпасов в Балтийском море?
В многострадальной истории трубопроводов Nord Stream 1 и 2 в Балтийском море этот случай особенно необычен. Во время строительства «Северного потока - 2» заказчик, российская энергетическая компания «Газпром», запросил точные данные о маршрутах морских перевозок, районах погружения и использовании боеприпасов - применительно к запланированному маршруту трубопровода. Это был «необычный запрос», сказал один из членов следственного комитета в кулуарах слушаний двух генералов из Вооружённых сил Германии в Хофдорнице. Обычно запрашиваются только приблизительные данные.
Возможно, это уже было элементом сбора российской информации, в то время как люди в Германии всё ещё верили, что президент Владимир Путин никогда не применит газ в качестве оружия. В частности, такое подозрение выразила фракция ХДС в земельном парламенте. Бундесвер также передал горному ведомству Штральзунда документы о количестве выстрелов и калибрах на артиллерийском полигоне в Померанской бухте. Согласно документам, зачитанным в комитете, это были секретные документы.
Однако горное ведомство передало их, и некоторое время они даже находились в открытом доступе на портале в рамках процесса утверждения планов. Однако, как утверждается, были предоставлены только очень приблизительыне данные. На слушаниях становится ясно, что здесь, видимо, была допущена ошибка - перед войной России против Украины, возможно, было проявлено не слишком-то много осторожности.
В ходе допроса свидетелей остается неясным, насколько четко Вооружённые силы Германии не возражали против конфиденциальной передачи данных разработчику проекта, компании Nord Stream 2 AG. Первым свидетелем в пятницу станет бригадный генерал Михаэль Тегтмайер. Он возглавляет отдел инфраструктуры в Федеральном ведомстве оборонной инфраструктуры, охраны окружающей среды и услуг (BAIUDBw) с апреля 2020 года - дело было возбуждено до его вступления в должность. Изначально маршрут был запланирован, но бундесвер быстро указал, что здесь находятся зоны подводного погружения - тогда горное управление Штральзунда запросило данные. «Нет ничего необычного в том, что у нас что-то запрашивают», - подчёркивает свидетель. Однако тот факт, что горное ведомство отказалось предоставить бундесверу доступ к деталям разбирательства из-за обязательств по соблюдению конфиденциальности, был «скорее исключением». Бундесвер даже обратился в суд в 2018 году.
В этот день речь также идёт о возможной предвзятости со стороны Бергамта. Федеральный генеральный прокурор должен выяснить, могли ли сотрудники этого ведомства выдать государственную тайну бундесвера. История с «Северным потоком» - это ещё и сомнительная близость между властями, федеральными и земельными правительствами и оператором газопровода. Совсем недавно рассекреченные файлы показали, насколько сильно ХДС/ХСС и СДПГ, входящие в большую коалицию, выступали за строительство газопровода - несмотря на все предупреждения и аннексию Крыма.
Протоколы недельного обсуждения проекта газопровода в июле 2017 года, оказавшиеся в распоряжении Süddeutsche Zeitung, также показывают, насколько деликатными являются эти данные. Военно-морское командование вооружённых сил Германии уже тогда было одним из противников - его беспокоил артиллерийский полигон в Померанской бухте, через который должен пройти планируемый трубопровод. «Что произойдет с учебным полигоном, соответствующим правилам, если трубопровод будет проходить там, где он будет проходить?» - спросил представитель бундесвера. Протоколы заседаний заполнены страницами споров об обстоятельствах, при которых снаряд может пробить трубопровод, и о том, рассматривались ли в экспертном заключении трубопроводной компании также неблагоприятные, динамические варианты. Факир также медленно и осторожно ложился на доску с гвоздями, «и не получал никаких травм», - объяснил представитель ВМС. «Но если уронить факира с высоты двух метров на эту доску с гвоздями, вы можете представить, как он будет выглядеть». Обе стороны не пришли к согласию.
Но даже здесь тайные знания играют свою роль, особенно выведение чисел дробей - ведь они позволяют делать всевозможные выводы о кораблях и их курсе. Военно-морской флот решительно не хочет их выдавать. Он не знает, зачем Nord Stream 2 или его экспертам нужны эти данные, «ведь они позволяют получить представление об оперативной обстановке в военно-морском флоте, командовании ВМС и морских частях флота». Особенно для проекта, спонсор которого не находится в стране НАТО. Бундесвер создаёт «проблемы» из-за прокладки труб «на границе тренировочной зоны», говорится в служебной записке Министерства экономики от июля 2016 года. «Возможно, что Nord Stream в своё время обратится к нам с просьбой об «умеренности по отношению к Минобороны»».
Второй свидетель в этот день - Маттиас Гайтц, руководитель отдела инфраструктуры BAIUDBw до марта 2020 года, а ныне отставной военный. Он критикует передачу секретных данных в Nord Stream 2: «Обычно они не должны попадать к спонсорам проекта». На вопрос о том, были ли политические указания правительства бундесверу передать секретные данные или быть более сговорчивым, он отвечает: «Насколько мне известно, нет».
В зале Хофдорниц многое осталось без ответа - и знаки вопроса уже достигли Бундестага. ХДС/ХСС требуют разъяснений от министра обороны Бориса Писториуса (СДПГ). Они хотят знать, какие именно данные могли попасть в Москву.
Авторы: Михаэль Баухмюллер, Георг Измар. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ребята, вы реально уверены, что Россию так прямо интересовала деятельность немецкого ВМФ в этом районе? И есть ли он вообще, немецкий ВМФ? По-моему, последний вояж фрегата «Гессен» в Красное море наглядно продемонстрировал, что нет.