"Он проработал 20 лет, в очень трудное время"
"Он задавал вопросы, мобилизовал таким образом"
"Никогда не принимал быстрые решения"
"Знал что делает, умел слушать и слышать, умел ругать за просчет и хвалить за удачу"
"Был высоким патриотом родины и своей республики"
"Был достойным человеком"
"Он четко знал что можно сделать, он знал твои возможности"
"План был в голове"
Видел на много лет вперёд"
"Влюбленный в свою республику, влюбленный в свой народ"
"Те вопросы, которые при нем делались, они и сегодня живут и работают на народ нашей республики"
"Это конечно надо и сохранить и приумножить "
Он говорил, что мы должны уделять большое внимание районам. Когда мы выезжали, то объезжали несколько населенных пунктов, объекты строительства, сельское хозяйство, коммунальные, в ходе встречи давал указания, потом даже не спрашивал, знал, что все будет выполнено в срок.
Повышали количество орошаемых земель, повысили до 65000 г, всего было 207000 г пашен. Каждый гектар был на особом учёте, ни один гектар не остался необработанным.
Земля, которую щедро поливали все лето, дала богатырский урожай зерна.
В Моздоке первый сельско-хозяйственных комплекс, возглавляемый Хугаевым, героем, гремел на весь северный Кавказ.
Земля, орошаемая водами Терека дала по 28, а где-то по 36 центнеров с гектара.
Всего за год вступило в работу 700 новых предприятий.
Когда начинали открывать военно-промышленный комплекс, он от и до знал его возможности. Когда рассматривали планы строительства, он знал сколько объемов хватит на тот или иной объект.
Бурно развивалась промышленность, цветная промышленность, текстильная, электронная.
Благодаря открытию электронной промышленности, появилось много рабочих мест и открылся факультет электронной промышленности в горно-металлургическом институте. Каждый год выпускали по 3000 специалистов высшего и среднего образования, а ведь до революции на всем северном Кавказе не было ни одного высшего учебного заведения.
Совершенная вычислительная техника приходит на помощь производству. Но начинать надо с малого.
Серно-кислотный цех был построен ещё в первую сталинскую пятилетку, он разваливался. Нужно было закупить импортное оборудование на 27 млн долларов по тем временам, вопрос завяз. В то время Б. К. узнал, что Байпаков Николай Васильевич, сталинский министр был в Тбилиси. Б. К. мобилизовал курсантов, чтобы они расчистили военно-грузинскую дорогу, привез Байпакова к серно-кислотному цеху, подключились ещё рабочие и сказали, что надо сделать цех. Байпаков сказал, что это решает полит бюро, Б. К. сказал давайте бюро там будет решать, а мы отсюда будем наступать. Выделили деньги, построили на 220 тыс тонн.
Электроцинк гремел, ВРЗ на тот момент крупный завод, Садонский свинцово-цинковый комбинат, трудно было возглавить такой уровень, да ещё что-то добавить.
Все во имя человека, все во благо человека.
Железную дорогу построили, открыли телевидение, аэропорт было очень трудно открыть, ездили в Москву к министру гражданской авиации, нам дали год, никто не верил, что мы успеем. В 80 г. 26 декабря мы объявили, что принимаем первый самолёт. Аэропорт связал нас со всеми регионами советского союза.
Началось строительство транскавказской автомагистрали. Когда Хрущев был в Осетии я ему говорил: "Что насчёт дороги, потом во второй раз был, я опять напомнил, он так показывает, говорит хитрый ты".
Новая горная дорога соединит северный Кавказ и Закавказье.
План дороги был разработан ещё в царское время. Благодаря настойчивости и аргументированности Билара Кабалоева ее построили в наше время.
Я положил проект дороги на стол Брежневу, где была написана стоимость, аргументы зачем нужна дорога, и потом мне дали протокол полит бюро о строительстве дороги.
Дорогу решили проложить под рокским перевалом. Скальную породу приходиться взрывать и это позволяет продвинуться на считанные метры.
Строительство затянулось, почему, потому что надо было проложить 2 4-х км тоннеля. В первую очередь организовали хорошее питание. Если бы не Билар Кабалоев, не было бы этой дороги, и не было бы Южной Осетии.
Почти 4 км тоннель, пробитый через гранитную толщу главного кавказского хребта не имеет аналогов в отечественном строительстве.
"Я всегда удивлялся, как он все успевает. Это сколько энергии надо, чтобы добиться средств для всех объектов."
"Он собрал десятки людей, которые организовали развитие республики во всех направлениях".
"Он очень любил спорт, все виды спорта. Призывал нас оказывать всяческую поддержку спортсменам. У нас появился первый олимпийский чемпион. В 1976 году Б. К. отправился в Москву и на главной площади подарил Сослану Андиеву картину. Фото облетело СМИ всех стран.
Мы тренировались на проспекте в подвале, где сейчас находится филиал Мариинского театра, там не было условий, душевых. Он занялся этим вопросом. И все спортивные объекты, которые были построены в дальнейшем, это все от разговоров с тренерами, спортсменами, врачами. Был построен стадион Спартак.
Нам предстоит решить ещё большие задачи и в промышленности, и в капитальном строительстве, и в культуре. Б. К.
"Меня всегда поражало как ответственно он выходил за трибуну, невозможно было не проникнуться проблемой, о которой он говорил."
"Он мог серьезно похвалить колхозника, рабочего, доярку, танцора, он мог весь день хвалить, но нас он не баловал."
"Он обладал способностью видеть, предвидеть результат своей работы, своих поручений, это не каждый может"
30 лет я проработал с вами, и без вашей поддержки, бескорыстной поддержки я бы никем не был и не о чем было бы говорить. Б. К.
То окружение, которое он создал, таких вторых не было. Он делился с ними опытом, знаниями, связями.
Он нас не хвалил, говорил а что такого, кто-то сомневался, что вы это сделаете.
Мы идём вперёд, ускоряя темпы развития.
Не хватало средств на капитальное строительство, организации хотели больше. Денег стало больше так, что строительные организации уже не справлялись, начали организовать тресты, повышать мощность. Темпы строительства стали расти из года в год.
Из года в год строились жилые дома на окраинах и в них заселялись жители.
Головные водозаборные сооружения мы построили, в городе не было очистных сооружений, мы построили, до сих пор функционируют.
Темпы строительства, которых не знала ни одна страна в мире. Каждой семье благоустроенную квартиру. Строили дома культуры, общественные места.
Дворец культуры был законсервирован. Приглашал Ламака на стройку. Все таки построили. Дворец спорта построили за 10 месяцев.
Он особенно относился к культуре. Старался, чтобы они выезжали за границу, чтобы звучали. Написал письмо в Мариинский театр, учебу у Мусиной там заканчивал наш земляк Гергиев. Попросил пообщаться с ним и оказать содействие в трудоустройстве. Его взяли вторым дирижёром.
Яркие звёзды вышли на сцены московских театров и зарубежных, имели звание народных артистов СССР и нашей республики.
Он приходил в мед институт, помогал их ансамблю выезжать наравне с "Аланом".
Б. К. посещал репетиции ансамбля "Алан" перед их первым выездом в Германию. Он сказал моему отцу, чтобы он убрал одну девушку, говорит худенькая. На что отец говорит, это будущая звезда, это была Альбина Баева. По возвращении Б. К. говорит, признаю ошибся, но она звёздочка, не звезда.
При непосредственном участии Б. К. первым народными артистом советского союза стал Владимир Тхапсаев. Народной артисткой стала Светлана Адырхаева.
Светлана Адырхаева исполняет отрывок балета очень хорошо, Галина Уланова говорит, что это очень талантливая девочка, какие ножки. Вано Мурадели говорит, возьми к себе. А Галина говорит, а что, если директор большого театра не возражает, а он говорит, а что, давайте, давайте.
Галина Уланова отметила своеобразный талант осетинской балерины. Стала ее доброй, но требовательной наставницей. Хозяйка медной горы стала одной из самых лучших ролей Светланы.
Ансамбль дома пионеров хорошо показал себя в Москве и по приезде Б. К. открыл хореографическое отделение в училище искусств, там были только вокал и пение. И мы стали его первыми учениками. Он пришел к нам в дом пионеров, увидел, что там печное отопление, детям холодно, несколько групп друг за другом занимаются в одном помещении и решил построить Дворец пионеров.
Дворец пионеров построили, удалось привлечь средства ЦК КПСС, предприятий, министерства просвещения. Застали законсервированным на фундаменте.
Я рада, что Дворцу Пионеров дали имя Билара Емазаевича,я ответственно заявляю не было бы Билара Емазаевича не было бы дворца.
Ни одно мероприятие не проходило без него. Не то, что, он принимал участие, он также занимался подготовкой.
Старейшее предприятие отрасли трамвайное депо, руководимое Назаровым Асланом. Он предложил построить детскую железную дорогу. Мы рассказали эту идею Б. К. Ему понравилась, он предложил обратиться в министерство путей и сообщений. Валентина Терешкова была нарасхват. Попросили через ЦК КПСС под предлогом съезда женщин пригласили Валентину,а потом ее вместе с Биларом пригласили забить первый клин строительства железной дороги.
Сколько радости она оставила ребятам Северной Осетии, первые метры железной дороги проложены с ее участием.
Билар постоянно был в переездах: Кабарда, Москва, Монголия. Мой брат говорил: "Кабалоевы, я устал ваши чемоданы носить". И дети мои говорили, что я больше внимания уделяла мужу. Мама моя дала внимание и тепло детям.
Меня спросили как-то, что я помню об отце. Я помнил только какие-то бытовые моменты, ужины. Я понял, что помню его на человеческом уровне. Говорят, сына воспитывает полоска света из под двери кабинета отца. Меня это полоска воспитывала на протяжении многих лет и продолжает воспитывать.
В Монголию он уехал один, год провел там один. Писал письма, как вы там Залинка, как вы там Заурик, очень скучаю, очень скучаю.
В 81 году произошли драматические события в нашей республике и успешного руководителя направили в РДНР, это огромный шахтерский регион а Монголии. Но как говорят талант остаётся с человеком. Он и там показал себя с отличной стороны.
Те решения, которые принимались после моего освобождения должности, причины этих событий, природа этих событий раскрыты не были.
Когда он уехал в Монголию, ему было 70 лет. Люди в посольстве думали, что он едет дорабатывать до пенсии. У него была неиссякаемая энергия. Он был генератор действия.
Часто созванивался с Ламаком-министром цветной металлургии, Ламак говорил такого второго комбината как у нас нигде нет. Б. К.
Я его видела, когда он был не у дел, поднимался от центрального рынка по крутой улице к своему дому, он со всеми здоровался, кто с ним здоровался.
Люди подходили к нему со своими трудностями, он звонил, говорил я бывший Кабалоев, но вы примите, выслушайте людей, так он болел за людей, ему дорого было.
Он не жалел ни времени, ни знаний, ни своего богатейшего опыта, чтобы сделать лучше, красивее жизнь моей республики, своего народа.
Едешь по Моздоку, Алагиру и видишь, что это было построено тогда в 60-70 годы.
Билар Кабалоев оказался одним из самых лучших руководителей с которым Осетия достигла своего лучшего расцвета.
Что было тогда, в советское время надо и сохранить, и приумножить.
Источник https://alaniatv.ru/teleproject_release/bilar-kabaloev/