Найти тему
PRO Лидерство

Как научить сотрудников ответственности: три правила

1. Избавьтесь от убеждения, будто ваши сотрудники сами знают, что и как им делать.

Я однажды поймал себя на мысли: «Если я знаю, как что-то делать, и для меня это очень просто, то что здесь может быть непонятно для работников!» Между тем главная причина безответственности сотрудников — как раз незнание или некомпетентность. Например, если менеджер постоянно допускает ошибки при составлении документов, то можно быть на 100 % уверенным, что он в них чего-то не понимает. А если продавец теряет одного клиента за другим, значит, он не вполне усвоил технологию продаж. В результате вы критикуете, подчиненный оправдывается, а работа стоит. Очень часто руководители теряют хороших сотрудников, просто потому что вовремя не обучили их, рассчитывая, что по ходу работы те сами как-нибудь разберутся. Я рекомендую вам заняться повышением квалификации специалистов — с получением новых знаний границы ответственности расширяются.

2. Не делайте работу за подчиненных.

У многих руководителей есть иллюзия, что, выполняя работу за своих сотрудников, они экономят время и деньги. Но это не так! На самом деле, когда вы берете задачи подчиненного на себя, тот становится более безответственным, ведь он видит, что от какой-то части обязанностей его освободили. Когда-то у себя в компании я проверял каждый договор, потому что в одном из них однажды обнаружил ошибки. Хотя у меня был сотрудник, отвечавший за этот участок работы. В итоге специалист вовсе перестал брать на себя ответственность за документы, которые готовил для клиентов, поскольку знал, что я все равно потом проверю эти бумаги и исправлю его ошибки. Если вы хотите, чтобы у вас работали ответственные сотрудники, ни в коем случае ничего не доделывайте и не переделывайте за них.

3. Контролируйте выполнение поставленных вами задач.

Если сотрудник знает, что должен ежедневно или еженедельно предоставлять руководителю отчет о достигнутых результатах, у него появляется стимул работать с большей отдачей. Чтобы эффективно контролировать продвижение к намеченным целям, надо сообщить подчиненным четкие критерии, по которым вы будете оценивать их работу. Например, сотрудники должны знать: в отчете нужно перечислять не то, что они делали, а то, чего они достигли (не звонил на предприятия, а провел телефонные переговоры с пятью клиентами). А значит, чтобы повысить ответственность сотрудников, полезно ставить им четкие количественные планы и требовать отчета об успехах. Также важно знакомиться с полученными отчетами и по их итогам вести работу с сотрудниками, чтобы те видели свои задачи не в совершении конкретных действий, а в достижении результатов.