Найти тему
Наталья Баева

Главное - пообещать?

Агитация и пропаганда - то, чем пренебрегать нельзя. Никогда, а в войну - особенно.

Лишний раз удивишься нашей беспечности: даже в начале Великой Отечественной мы были уверены, что пропаганда должна быть направлена только на противника. Недопонимают что-то немецкие пролетарии. А нашим зачем объяснять, когда нам и так всё ясно?

Но ведь точно так же было и в первую Отечественную! У нас карикатуры, летучие листки появились лишь после пожара Москвы.

А Наполеон задолго до войны начал идеологическую подготовку. Учёл даже то, что разные слои русского общества "клюнут" на разную приманку.

Знамёна Республики, трёхцветные кокарды, "Марсельеза" - полный парад, с которым французы шли на штурм батареи Раевского под Бородино! Для кого это?! Для дворян-вольнодумцев, которые, может быть, не будут стрелять в САМУ СВОБОДУ! А что? Разве русские офицеры не говорят по-французски, разве не восхищаются Францией? Так почему же отбиваются? Нация опасных сумасшедших?!

Для купечества заготовка была другой: в каждом завоёванном городе (даже в Москве!) спешили создать Муниципалитет - орган местного самоуправления. Из местных КУПЦОВ! Знал император, что русский купец бесправен, и будет счастлив даже от призрака ВЛАСТИ. Здесь отчасти сработало.

И такую скульптуру императора - законодателя успели поставить в Кремле!

-2

Работа французского скульптора Антуана Дени Шоде. Датируется ещё 1804 годом, и ясно, что скульптор имел ввиду именно законодателя. Ведь по канонам классицизма, полководца полагалось изображать верхом и при оружии, но здесь - благодетель своей страны! Положил конец хаосу, дал закон, простой, ясный, справедливый. Единый для всех сословий.

(И как не понять восторг скульптора, да и целого французского народа, если Гражданский кодекс Наполеона в основе всех современных конституций!)

НО это могло заинтересовать лишь грамотных русских. Мыслящих. И то лишь до тех пор, пока им этот закон не попытались принести на штыках.

Оставалась ещё надежда посеять смуту между дворянами и крестьянами. И было напечатано множество листовок с обещанием "воли" крепостным. Их расклеивали в Москве! А мы всё ещё не могли противопоставить ничего кроме лубков про "Бонапартия-антихриста". Мужикам всё стало ясно лишь тогда, когда французы вдруг начали у них продовольствие покупать, а не отбирать. Все деньги оказались фальшивыми! Это сколько же их антихрист напечатал...

Но разве это - лицо фальшивомонетчика? Честнейший же человек, любой физиономист согласится!

-3

Именно таким его видел Жан Антуан Гудон. Самому Наполеону этот бюст настолько понравился, что заказал несколько десятков копий. И устанавливали эти копии в каждом русском "муниципалитете" - вот лицо новой власти!

Значит, в обозе Великой Армии следовали подводы с этим мраморным многопудьем?! Да, так и есть.

Льстило ли самому Наполеону это безудержное поклонение творцов культуры? Он был для этого слишком умён. Но запретить не мог, и решил использовать как наглядную агитацию. Порой это выглядело забавно (там, где художники гениями не были)

-4

Но сегодня почти никто не вспоминает, что свою русскую кампанию Наполеон рассчитывал на ТРИ года. По первоначальному плану он собирался в 1812 году только выстраивать крепкие тылы, зимовать в Смоленске, брать Москву летом 1813, а Петербург - летом 1814 года. КАК?!

А вот так надеялся на всемогущество пропаганды. Мужики выйдут из повиновения помещикам, будут обеспечивать Великую Армию, управлять ими будут дорвавшиеся до власти купцы, дворяне выступят против тирана - самодержца... По крайней мере, воевать будут точно по правилам: только летом, отправляясь зимой на зимние квартиры. Можно ли сомневаться, что Александр будет принужден к миру?

Но в октябре 1812 года передовые казачьи разъезды, въехав в опустевшую Москву, поспешили в Кремль. Знали, что заминирован. И отыскивая пороховые заряды, наткнулись на тяжеленные ящики. Это были нераспакованные статуи и бюсты Наполеона. И при них - планы городов с указанием площадей, где их надлежит расставить!

Едва ли не единственная уцелевшая статуя Наполеона в тоге сегодня в Музее 1812 года.