Кочующий фотограф и керамист Таня Зера сама копает глину,
балуется японской техникой «нерияги», не боится хаоса в мастерской
и считает, что просто хорошо лепить недостаточно
В керамику я пришла после погружения в чайную культуру, ведь чай нужно из чего-то пить. Церемонии раскрыли для меня ценность предметов ручной работы, захотелось попробовать себя в этом деле. Так глина меня и затянула. Сначала я занималась фотографией и всем, что с ней связано, но после одного мастер-класса с глиной, сразу пошла работать в гончарную студию. Работала там администратором и впитывала всю информацию с мастер-классов. Когда где-то оседаю, нахожу мастерскую и занимаюсь керамикой. В путешествии переключаюсь на вторую свою деятельность — это фотография. Люблю репортажную фотографию. Ловить свет, людей и сюжеты — моя давняя страсть.
ХИМИЯ КРАСОТЫ
В керамике не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Просто
хорошо лепить недостаточно. Нужно обладать большим объемом знаний
в области химии и понимать физику процессов, которые протекают в материалах при высоких температурах. Каждое изделие выходит уникальным — хочешь этого или нет. Нужно потратить годы времени и тонны материала, чтобы научиться делать быстро и красиво. Иногда бывает сложно не только достичь результата, но и повторить его.
Я САМА
Люблю создавать изделия на гончарном круге. Иногда ловлю себя на мысли, что хочу просто целыми днями гончарить — главное, чтобы спина не подвела. В работе использую разные материалы: фабричные керамические массы и дикую глину, которую сама копаю. Техники тоже разные. Люблю эксперементировать — для меня это большой заряд энергии. Например, балуюсь японской техникой «нерияги» — это смешение глин разных цветов на гончарном круге. Хочется уделять больше времени декоративной керамике: скульптуре и керамическим панно.
О САМОМ ГЛАВНОМ
У меня своя мастерская — уже пятая по счету. Керамика — моя основная работа, поэтому большую часть дня я провожу в мастерской. Во время работы слушаю подкасты и музыку. Хаос в мастерской — это нормально, если тебе в нем комфортно. Я не чистюля в плане инструментов — важно, чтобы они были качественными и не ржавели. Главный инструмент — это руки, за ними нужно ежедневно ухаживать.
LET'S GET IT STARTED
Что посоветовать тем, кто хочет освоить современную керамику? Я всегда советую начать с ручной лепки — глину нужно почувствовать и понять. У каждого материала свой характер — это тоже интересно исследовать. Начните с визуализации конечного результата, а руки все подскажут. И обязательно хорошо переминайте глину, подготовленная масса — половина успеха. С материалами сейчас все намного проще, чем девять лет назад, когда я начи-
нала. Есть много специализированных магазинов для керамистов. Да, в последнее время с иностранными материалами стало хуже, но появилось много достойных российских производителей.
СВОИМИ РУКАМИ
Я стараюсь создавать вещи как «для себя». Часто идея создать что-то приходит
из повседневного быта. Когда я понимаю, что в моем доме не хватает определенного предмета, я его делаю. Это такое классное чувство — когда ты что-то придумал и сразу начал воплощать в жизнь, своими руками. Приятно, когда моя идея находит отклик у покупателей.
В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
Сейчас у меня параллельно три больших заказа: один для чайного клуба, другие для домашнего использования. Все три связаны с посудой. Что будет следующим проектом? У меня есть правило — пока не расквитаюсь с текущими заказами, к реализации новых идей не приступаю. Мне нравится процесс воплощения идеи и, конечно, результат. Люблю работать над большими наборами посуды. Приятно осознавать, что моя керамика может объединить целую семью за одним столом.
ИЗЯЩНОЕ ИСКУССТВО
Восхищаюсь мастерами, которые работают с дикой глиной. Это всегда неожиданные эксперименты, новые цвета и текстуры. Очень нравятся японские мастера за их изящество. И даже античная керамика очень вдохновляет.
Таня Зера
Кочующий керамист и фотограф.
Любит путешествовать и открывать новые страны. Последние два года
живет в Крыму. В свободные вечера смотрит полнометражное кино.
Ее любимые режиссеры — Джим Джармуш, Аки Каурисмяки, Отар
Иоселиани и многие другие.
@zera_goods
https://vk.com/zeragoods
Истории других мастериц (а их у меня еще 8) читайте в четвертом номере моего электронного журнала "Марушка", который посвящен современной керамике.