Найти в Дзене

«Мышь и мышеловка», басня, которая откроет нам глаза

Однажды мышонок увидел, как фермер и его жена открывают пакет через отверстие в стене, где у него была нора. Мышонок пришел в восторг, представляя, какие вкусные вещи могут там находиться, но очень скоро с ужасом обнаружил, что это мышеловка!

«Мышь и мышеловка», басня, которая откроет нам глаза.
«Мышь и мышеловка», басня, которая откроет нам глаза.

Испуганный, он побежал во двор фермы, чтобы предупредить всех животных:

– В доме мышеловка, мышеловка в доме!!!

Курица, которая была неподалеку, подняла голову и сказала:

– Извините, мистер Маус. Я понимаю, что для вас это большая проблема, но меня это нисколько не задевает, – и она продолжила копаться в грязи.

Затем мышонок подбежал к ягненку и сказал:

– В доме есть мышеловка, мышеловка!!!

– Я вижу, что вы очень встревожены, но я ничего не могу сделать, только молиться за вас. Будьте уверены, я буду вспоминать вас в своих молитвах, – бесстрашно ответил этот парень.

Обескураженный мышонок, пошел к корове, возлагая на неё последние надежды, но она сказала ему:

– Я в опасности? Я так не думаю. Более того, я уверена, что нет. Мне жаль тебя.

Мышь вернулась в свою нору обеспокоенная и подавленная, размышляя о том, как в одиночку противостоять этой новой угрозе.

В ту же ночь на ферме раздался звук, похожий на звук поймавшей свою жертву мышеловки. Жена фермера побежала посмотреть, что же она поймала. В темноте она не могла разглядеть, что мышеловка зацепилась за хвост ядовитой кобры, которая укусила женщину.

Фермер немедленно вызвал врача, который порекомендовал ему приготовить суп от лихорадки и недомогания.

Фермер, недолго думая, схватил топор и отправился на поиски главного ингредиента супа - курицы.

Однако состояние женщины не улучшилось. Ее семья приехала навестить её, и, чтобы накормить их, фермеру пришлось зарезать ягненка.

В конечном счете, женщина не пережила отравления и умерла. Фермеру, чтобы покрыть расходы на похороны, пришлось продать корову на бойню.

Сочувствие? Да, но избирательное

Говорят, что эмпатия заложена в наших генах. Но нет сомнений в том, что в последнее время мы развиваем очень избирательную эмпатию. Нам легче сопереживать тем, кто похож на нас. Чтобы поставить себя на место того, кого мы считаем слишком непохожим на других, требуются усилия, которые всё меньше и меньше людей готовы прилагать.

Средства массовой информации тоже не помогают. Исследование, проведенное в Университете Джорджа Вашингтона по освещению в новостях стихийных бедствий в 1970-х и 1980-х годах, показало, что серьезность или смертельный исход катастрофы не являются основным фактором, вызывающим сочувствие у людей.

Американская пресса посвятила землетрясению в Италии, унесшему 1000 жизней, в три раза больше новостей, чем более разрушительному землетрясению в Гватемале, унесшему жизни 4000 человек.

Очевидно, что американская общественность в большей степени отождествляла себя со страданиями первых (хотя географически вторые были ближе). Это, по-видимому, указывает на то, что есть некоторые группы, которые более “заслуживают” нашего внимания, чем другие (хотя нам и не нравится это признавать).

В 2019 году исследователь эмпатии Фриц Брейтхаупт объяснил, что в разгар конфликта мы не в состоянии в полной мере и эффективно сопереживать исторически маргинализированным группам. Мы выбираем ту сторону, с которой чувствуем себя наиболее уверенно, и ту, которая, как мы верим (или, по крайней мере, надеемся), будет защищать наши привилегии.

И как только мы становимся на чью-либо сторону, поляризация становится настолько сильной, что мешает нам понять мотивы другого или даже увидеть его страдания.

Другими словами, слишком часто мы ведем себя как животные на ферме из сказки. Слишком часто мы закрываем глаза на проблемы других, потому что считаем, что они нас не касаются. Слишком часто мы прячемся в своем “пузыре счастья”, думая, что никто не может отнять у нас эти привилегии.

Как писал Зигмунт Бауман, слишком часто мы закрываемся за стеной защиты, наводняя входы в наши дома камерами видеонаблюдения. Но каждый дополнительный замок, который мы ставим на входную дверь, только усиливает страх и апатию.

Пока мы развиваем это избирательное сочувствие и защищаем свой маленький клочок привилегий, мы теряем нечто гораздо более важное: человечность. Каждый раз, когда убивают или сексуально эксплуатируют ребенка, когда женщину превращают в товар, калечат или забивают камнями до смерти, когда пожилой человек умирает в абсолютном одиночестве, когда отец не может прокормить свою семью, каждый раз, когда звучат ненавистнические высказывания, а мы ничего не предпринимаем, наша человечность умирает ещё немного.

Эмпатия - это способ помочь не кому-то, а самим себе. Эмпатия - это не услуга, которую мы оказываем менее привилегированным, а скорее способ открыться различиям, чтобы понять опыт других и вырасти как люди. Эмпатия - это путь к сохранению нашей человечности. А если мы будем смотреть в другую сторону, то потеряем и одно, и другое.