Вчера я вам рассказала, как мы начали мой день рождения - в Музее Конёнкова. А планов на 28 мая было-о-о-о... пять громадьёв! Почему-то у меня была уверенность, что мы всё успеем, если будем действовать не спеша. И вообще всё будет замечательно. Мне вообще не испортило настроение то, что не удалось навести красоту - утром не оказалось горячей воды, а в парикмахерской, где когда-то работала бабушка Андрея, мастер была занята. Я решила, что и так я редкостная красотка. У меня и документ есть - вот фотография из того дня. Не налюбуюсь!
Из музея мы вернулись на улицу Ленина - там и правда два шага. И тут шли неторопливо, даже присаживались иногда. Я наконец-то сделала нормальное фото музея СССР - опять закрытого.
Опять присели на лавочку... Мимо нас стражи порядка провели какого-то несознательного гражданина. Пока мой телефон включался-прогревался, его уже закрыли в "воронок" - одна машина только в кадре и осталась! :) Очень необычно - наблюдать задержание. Детектив в реальной жизни.
Прошли по улице Ленина - свернули на Большую Советскую. Оказалось, что и Борис Васильев смолянин! Учился здесь в школе.
Правда, сейчас здание школы перепрофилировано. Целая академия тут!
Мы жили хоть и на перекрёстке - гостиница стоит на углу Ленина и Конёнкова (не-не, музей Конёнкова - он на улице Маяковского! 😁), но у нас было тихо: Конёнкова узенькая, а Ленина там вообще пешеходная. А вот Большая Советская - широкая, шумная, пыльная, всегда загруженная. Тем интереснее, что некоторые считают новую гостиницу на ней - самой супер-пуперской. Этот чудо-монстр из стекла и бетона в самой глубине фото по центру. Говорят, пять звёзд. Проверять не буду ни за какие коврижки. :)
Наконец мы свернули на тихую улицу имени маршала Тухачевского. Кстати, Михаил Николаевич тоже родился в Смоленске. И там я увидела салон красоты имени себя! Стало так приятно! Я не только сфотографировала вывеску, я ещё и постояла под ней, понаслаждалась... И вот только что увидела, что они ошиблись в имени моём!!! Где ещё одна Т, я вас спрашиваю?!
Я всё ждала встречи с людьми, которые каждый год празднуют мой день рождения. И да, я их встретила! Вот какие бравые пограничники поселили тепло в моём сердце! :)
И вот впереди показалась Она - смоленская стена! Я почему-то совсем не ожидала увидеть широкий проезд, а потом устыдилась: с 1602-го вообще-то много воды утекло, город вырос, надо же как-то между районами перемещаться! :)
Но выглядит это всё равно оксюмороном: крепостная стена с широким проездом в ней. :) Добро пожаловать, врагушки! :):):)
И стало мне интересно, а как давно тут этот проезд. Выяснилось неожиданное: его расширяли в три приёма!
Вот ниже - фото конца XIX века, точнее не скажу. Когда-то ездили через Никольскую башню. Это и по следам хорошо заметно. Изюминка в том, что проезд через башню - под прямым углом, чтобы неприятелю затруднить жизнь в случае чего. А слева от башни, где сейчас арка, видно пешеходную калитку - сначала проход в стене был такой.
Представьте, каково это - ехать в телеге или экипаже через узкие ворота с крутым поворотом. А если навстречу такая же телега или двуколка?! Столкновения были неизбежны и случались они часто. Поэтому в 1896-м смоленский губернатор решил пробивать стену шире. Но! Ему нужно было дозволение Императорской археологической комиссии!
Разрешение было получено, и в 1898-м пешеходная калитка превратилась в арку шириной 10 метров. Гужевой транспорт вздохнул с облегчением. :)
Прошло всего лишь пять лет, как в Смоленске решили пустить трамвай. А трамвая вам не лошадка, ему 10 метров маловато будет! И в 1903-м (по другим данным - в 1901-м) арку вновь расширили.
Вот как тогда выглядело это место "с другой стороны", со стороны "пригорода".
А это - фото из 1970-х. Клишированная подпись была бы такая: "История и современность". Хм, интересно, если я сама - 1970 года выпуска, это я тоже что ли история?!
В 2001-м трамвай отсюда убрали. Сейчас это только автомобильная дорога. И вот этот гениальный кадр я делала специально, чтобы показать вам тот самый ход под углом в башне. Видите ворота - и под 90 градусов к ним - другие ворота? Вот так и ходили-ездили когда-то, не щадя себя... :)
Угадайте, почему башня - Никольская? :) Вы тоже его узнали? Я люблю святого Николая - он добрый, это любимый святой крестьян, как говорила мне бабушка.
А что нас сюда привело? Ну кроме желания встретить пограничников? :) А вот это - музей "Смоленский лён"! Андрей хотел меня привести сюда с первого дня, и вот, наконец, сложилось!
После экскурсии, он спросил, понравилось ли мне? Я съехидничала: а что, мол, было незаметно?
— Вообще-то заметно, Таничка. Ты была абсолютно невменяема!
🤣🤣🤣
Предыдущее замечание, может, и обидно звучит, но оно совершенно правдивое. Мне хотелось всё запомнить, всё впитать, всё запротоколировать! Я фотографировала как больная, всё, всё, всё!
Из 300 снимков половина - смазанные. Вообще! 😂
Но кое-что я всё же покажу. :) Вот снопик льна - его не жали, а "трепали", то есть вырывали из земли с корнем, котому что волокно идёт по всему стеблю, портить его нельзя.
В коробочках - семена. Их них отжимали масло, на нём готовили.
А после долгого-долгого процесса (намочить, размять, расчесать)
в конце концов выйдет вот такая заготовка для прядения - куделя.
Крестьяне не выбрасывали вообще ничего. Даже вот такая труха шла в дело. Например, набить тюфяк. Или насыпать в лапти для тепла. (Это если я ничего не путаю.)
Паклей утепляли избы, конопатили щели.
А вот то, ради чего и растили лён - нить. Столько труда в этом клубке, страшно представить! В страдную пору работали затемно - и рано утром продолжали. Чтобы заправить нить в ткацкий станок, крестьянка проходила до 15 километров!
И прекрасно, что лён не только изнурял тяжким трудом, но дарил радость. Одежда, бельё - и куклы!
Музей льна в Смоленске - интерактивный, как сейчас говорят. Экспонаты можно потрогать. Правда, я так и не решилась это сделать, о чём очень жалею. Но меня и без тактильных радостей ждали сюрпризы.
На этот вопрос экскурсовода я ответила без запинки: слева - сито, справа - решето. У моей бабы Шуры такие были, я любила через сито муку сеять, забавно его было перекидывать с ладони на ладонь.
А вот тут на лавке лежит мутовка, которой бабШура взбивала болтушку на блины. И - долблёное корыто с сечкой!!! Я, наверное, завизжала в тот момент. В памяти вспыхнула яркая картинка: мне лет 5, во вдоре нашей хрущёвки, уютно отделённой от остального квартала стеной, стоят табуретки, на которых - вот такие корыта. Вокруг - мешки с капустой и бочонки. Мужики, пересмеиваясь, рубят эту капусту с хрустом, только солнечные зайчики от сечек в разные стороны. Потом вываливают в бочки нарубленное, тётеньки-соседки подносят соль, капусту трамбуют... Почему во дворе? Так проще потом спустить эти бочонки в погреба, вырытые вдоль "нашей" стенки...
Когда я завопила: "Сечка! Как у нас!!!", - экскурсовод улыбнулась. "Ну вряд ли!" И вручила Андрею экспонат для фото на память. Этой сечке - лет 200. Красота какая! :) Да, и правда, наша была куда как проще.
Удивительно, сколько работали женщины-крестьянки! А сил хватало ещё и на то, чтобы творить красоту. Не просто полотенце - а с вышивкой и вязаным краем!
Цвета традиционные: белый, красный, чёрный.
Все символы сакральны, все имеют смысл. В этой вышивке зашифрован целый мир - богатый, здоровый и плодородный.
В музее меня потрясли не только тканые экспонаты. А ещё, например, и вот этот жёрнов - обычный, на нём мололи муку. Необычно другое: он из партизанского отряда. Видите дату? 1942-й.
И вот этот горшок непростой. Когда-то он треснул, но с ним не расстались. Обмотали берёстой, намочили, высушили - и вот вам пожалуйста, вторая жизнь удобной посудине.
А вот какие горшки - я не видала таких сроду. Этот - двойной...
...а этот - тройной. Обед в поле относить! Сразу из двух блюд плюс компот. :)
Вот какое полотенце. Обратите внимание: там, где белое полотно сшито с красным, - вышивка. Выдернуты нити и перевиты особым образом. А вот край уже связан крючком.
Иногда схемы для вышивки продавали не только с рисунком, но и с буквами. Благодаря этому даже неграмотная девушка могла вышить некое пожелание. Мне кажется, тут как раз тот самый случай. :)
И вот тут я не всё могу расшифровать. :)
Зато вот это нравится. Девушка Федора приготовила любимому полотенце перед разлукой: "На чужой стороне вспоминай обо мне!"
Удивительно дело: про шотландку мы знаем - и про Шотландию, где её ткали. А вот наша ткань, отечественная! Тоже роскошная клетка! Почему нет славы по миру, почему мы себя не ценим? В этой витрине не только ткани - а весь наряд-то какой! Загляденье!
А вот какая красота?! Обратите внимание на рукава. Это ткачество! И полотенце внизу тоже тканое. Это и есть браное полотно.
Тут мне немного грустно. Не могу сказать, что рукоделие гибнет, нет. Но на государственном уровне понимание, какое это богатство - лён и ткани из него - не видно. То ли было во времена Петра Алексеевича...
И вот как ценила свой труд мастерица из 1898 года: "Вышивала Феодосия Григорьевна Пастушенкова, 1898 года февраль".
Гобелен советских лет - "Осенний лён". Красота, гордость, традиции... Нету сейчас фабрики в Смоленске. Станки порезаны, производство уничтожено. Фермеры ещё остались, что выращивают лён. И отправляют сырьё в великую густонаселённую страну, где из него и соткут, и сошьют... Пусть кривыми строчками, пусть абы какие простенькие фасоны, неважно. Главное, покупатели есть по всему миру...
Немного примирило меня с действительностью вот это полотенце с наивной надписью: "Будем не грешны". И правда. Надо надеяться на себя - и на лучшее...
И всё равно из музея я вышла в глубокой задумчивости.
Хорошо, что Андрей приготовил мне самый большой в моей жизни сюрприз. Такого дня рождения, как в этом году, у меня никогда не было.
Но об этом я расскажу завтра.