В нарциссическом мире только и разговоров что об успехе.
Такие разговоры порождают сравнение себя с другими (почти всегда с теми, кто забрался повыше) и зависть, чрезмерную фиксацию на быстром результате в ущерб процессу и стратегическим интересам, сильную фрустрацию при неудаче и сведение жизни к достижениям, деньгам или славе.
Обесценивание и фиксация на все более крупных достижениях (быстрее, выше, сильнее) очень сильно обедняет жизни и больно бьет по самооценке. Как чувствовать себя хорошо, если Илон Маск отправляет ракеты в космос? Неудачные попытки Старшип мы, конечно, проигнорируем и увидим только то, что получилось.
Тема успеха косвенно проходит и сквозь фильм «Пурпурные сердца». В нем есть две линии: Люка Морроу и Кесси Салазар. И они очень разные – и в плане своего старта, и в плане пути.
Люк Морроу происходит из семьи военных, но у него не все ладится. Он плохо пережил горевание после смерти мамы, ушел в зависимость, разбил дорогую тачку и должен своему барыге. Все это сильно порушило отношения с отцом и привело к недоверию. Казалось бы, он максимально саботирует свою жизнь и стреляет себе в ногу, однако со временем включает мозги и начинает рефлексировать. Чтобы вылезти из ямы, куда сам себя посадил, он становится морпехом. Впереди отправка в горячие точки. Его цель – выбраться из проблем.
Кесси Салазар – дочь эмигрантки, которая 10 лет зарабатывала свое гражданство и испытывает по этому поводу большую обиду на Америку. Она выросла без отца в не самой благополучной обстановке. Тем не менее нос она не вешает. Работает как может и развивает свой талант к вокалу. Поет хорошо, но в начале ее аудитория не очень велика. Ее подкашивает диагностированный диабет 1 типа, потому что она не может позволить себе инсулин. Ее цель – выжить.
У Люка и Кесси разное прошлое, отправные точки, проблемы и цели в жизни. Все это приводит к тому, что и успех у каждого из них очень разный.
Успех Кесси более простой и видимый. Под влиянием Люка она переживает внутреннюю трансформацию и ловит свою волну. Ее песни становятся хитами и приводят ее к выступлению в Hollywood Bowl. Она получает кучу поклонников, интересные приглашения по карьере и, вероятно, деньги.
Это пример конвенционального успеха – прагматичного, измеримого в бабках и тачках. Кесси реализовала себя.
Пока Кесси поет, Люк рискует своей жизнью в Ираке. Во время очередного рейда он теряет близкого друга и сам взрывается на самодельной бомбе, после чего оказывается в инвалидном кресле. Он бегун, но не понятно, сможет ли теперь хотя бы ходить. Больницы, похороны, физиотерапия, реабилитация, психологическое восстановление. Он учится идти через боль, а потом и бегать. Когда барыга, которому он должен, нападает на дом мамы Кесси, он идет разбираться, отдает свои долги и берет на себя ответственность во время трибунала. Он сильно вырастает как личность.
Это пример неконвенционального успеха. У Люка нет поклонников, кучи денег и славы, но его рост заметен очень ярко. Его потенциал раскроется где-то в будущем. Его реализация еще впереди.
Вернемся от фильма к реальной жизни.
При самооценке своей успешности мы чаще всего обращаемся к конвенциональному успеху и сравниваем себя с другими, игнорируя огромное количество обстоятельств и вводных:• Разные точки отсчета
• Разные ресурсы/благополучие семьи
• Разные выборы
• Разные сферы деятельности
• Разные личные инвестиции
• Разные проблемы, которые пришлось решать/преодолевать
• Разные способности и даже физиологические особенности и т.п.
Если при самооценке мы учитываем только конвенциональный успех, мы загоняем себя в угол. Потому что по такой логике считать важным можно только фильм, который собирает миллионы просмотров, только компанию, которая зарабатывает исключительную прибыль, только те выступления, за которые дают олимпийскую медаль.
Между тем сам факт проделанной работы или полученное удовольствие от ее процесса — достаточный результат, чтобы гордиться собой.
Между тем сам факт роста над собой и огромный путь от стартовой точки это достаточный результат, чтобы себя похвалить.
Между тем преодоление выпавших трудностей и совладание с собой после провалов это достаточный результат, чтобы оценить себя положительно.
Отказ все измерять конвенциональным успехом и сверхрезультатами помогает не только чувствовать себя лучше, но и оценивать себя (и других) справедливее. А еще хорошее самочувствие и самоподдержка – предпосылки развития и в конечном счете этого самого конвенционального успеха.
Дорогие читатели, добавьте свои примеры конвенционального и личного успеха!
Автор: Ярощук Ирина Владимировна
Психолог, Клинический психолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru