Найти тему
Аллес Во! Из завтра.

Усиленно учился, ускоренно прошел – на каком сейчас этапе?


По возрасту мой сын закончил первый класс. По факту – картина другая.

Дети эо настоящие люди бдущего. Pictured by Midjourney bot
Дети эо настоящие люди бдущего. Pictured by Midjourney bot


В сентябре прошлого года сын должен был пойти в первый класс хорошей московской школы. Но так сложилось – пошел во второй класс школы в Израиле. Так по возрасту положено и – точка. Программа оказалась достаточно простой – примерно между первым и вторым классами в России. Да, пришлось изучать совершенно новый язык, но с программой ребенок справляется легко.

Занятия в онлайн школе завели нас уже достаточно далеко. В этой заметке хочу сопоставить программу началки в России и «докудова» мы сейчас добрались с сыном.

Итак, в начальной школе изучают русский язык и литературное чтение (в нашем случае русский язык – это родной язык), математику, окружающий мир, изобразительное искусство, музыку, технологию и физкультуру. В среднем со второго класса – английский язык и с четвертого – основы религиозных культур и светской этики.

Знать по тепершним врменам лучше чуть больше. Оперировать знаниями - чуть лучше. By Midjourney bot
Знать по тепершним врменам лучше чуть больше. Оперировать знаниями - чуть лучше. By Midjourney bot



А что у нас?
Русский язык, конечно, с одной стороны – обнять и плакать, больше плакать, чем обнимать. Потому что очень, НУ ОЧЕНЬ не хочется пацану писать от руки. И ведь получается-то быстро и красиво. Но меня бы в первом классе за такое испозорили бы… И вот тут надо нажать на СТОП.

Это он учится писать букву В. Стараемся сразу на фразах. Фото из личного архива гордой мамки
Это он учится писать букву В. Стараемся сразу на фразах. Фото из личного архива гордой мамки


Моего сына некому позорить. Он еще минимум год проучится в школе, где все чихать хотели на его почерк на русском языке. На почерк на иврите, кстати, тоже. Буквы узнаваемы – и прекрасно. А что будет потом? А потом, если писать десяток фраз на родном языке в день – выработается почерк, никуда не денется. К окончанию второго календарного года в школе сын будет писать не более страшно и уж точно не медленнее чем его ровесники в России. И здесь мы точно торопиться не станем. Некуда и незачем.

А класса с пятого всем будет в общем-то класть на его почерк уже и в российской школе. Мое фто, МОЁ-ОООО
А класса с пятого всем будет в общем-то класть на его почерк уже и в российской школе. Мое фто, МОЁ-ОООО


Но теперь мы вспомним, что было два абзаца назад. Там было то, что русский язык «обнять и плакать», но только с одной стороны. Что с другой?
А с другой мой пацан печатает на компе с секретарской скоростью без ошибок и даже с приличной пунктуацией – он начитан и насмотрен на то, как работаю я. И, сочиняя собственные опусы про космическую академию, строит фразы со вкусом. Как преподаватель иностранного языка, могу сказать так – родной язык на практике освоен, можно переходить к его изучению.

Читает много... фотографровать надо больше. Фото мое... или сына...
Читает много... фотографровать надо больше. Фото мое... или сына...


Литературное чтение – то, что помогло освоить родной язык на практике. Мой сын любит читать. Он не «чудо-ребенок, еще не говорит, но уже читает Фихтенгольца». Но лет с четырех – да, очень дружен с книгами.
Стараясь обеспечить человеку чтение по школьной программе, я просто купила хорошую хрестоматию, скачала списки литературы… Что ж, литературное чтение за всю началку пройдено, обсуждено, обдумано (надеюсь). Могу сказать, что Чечевицын и Володя из «Мальчиков» Чехова остались недопоняты моим мальчиком. Но вот Ланко и Лейко из «Голубой змейки» Бажова оказались такими же прозрачными, как друзья со двора. Что это значит? Что через годик мы кое-что перечитаем. Когда человек по возрасту поднарастит социального и эмоционального интеллекту. Или интеллектов). Но программа до третьего класса включительно освоена весьма и весьма прилично. Ближе к аттестации пробежимся по ней, дабы закрепить детали – кто написал? Когда? Зачем?.. ой, простите, увлеклась. Вне программы за год что-то около сорока книг прочитано, не считая комиксов. Но об этом – отдельным текстом.

Что дальше по списку? Математика. О-ооо, это моя гордость. Из-за нее-то, царицы наук, все и заверте… Но я уже писала, что третий класс сдан на 4-5. Не возьмусь ванговать, но родная школа может и принять результаты школы онлайн, потому что не шарашкина контора это.

Я как-нибудь напишу сюда рассказ-другой, про будущее, но в моем любимом срежиземноморском антураже.  Pictured by Midjourney bot
Я как-нибудь напишу сюда рассказ-другой, про будущее, но в моем любимом срежиземноморском антураже. Pictured by Midjourney bot


Окружающий мир… Вот тут я прямо «ниняю». В оффлайновой школе сын изучаем «мадаим» - основы наук. На иврите. Говорит, что понимает почти все. Периодически приносит задания – то про бабочек, то про пингвинов… Видимо, это мой челлендж – раздобыть российскую программу и изучить качественно и по кайфу. Благо, интернет нам в помощь. Плюс мы живем в чертовски интересном месте – хочешь медуза, хочешь улитка с кулак, а хочешь – стаи зеленых попугаев… Стараемся быть любопытными туристами, хоть этого и мало. Ну, в общем – вы поняли. Окружайку еще изучать и изучать. Тем более, что сын, заправский москвич, должен знать лучший город Земли на «отлично».

Окружайка. Пальма, вид изнутри. Вы, кстати, видели? Я - теперь да, и даже фотографию сделала.
Окружайка. Пальма, вид изнутри. Вы, кстати, видели? Я - теперь да, и даже фотографию сделала.

Изобразительное искусство пока нервно курит в углу. Когда в школе учиась я, оно, честно говоря, в том же углу еще и сосало. Ну, крюки мои руки, крюки… Сын рисует периодически с артпандой всякое приятное… но видимо, в школе согласимся на зачет «базово». Наше откровение в другом. Впрочем, есть у меня мыслишка…

Дело в том, что ребенок интересуется производством компьютерных игр и – в частности – дизайном персонажей в программе Blender. Может, однажды результаты его хобби прокатят за проект по технологии? Впрочем, это тоже будет мой челлендж – найти программу и придумать, как с ней быть так, чтобы с пользой.

by Midjourney bot
by Midjourney bot

С музыкой пока тоже все не очень. Король и шут, Ванесса Мей, Браво… наверное, тут мы гребем не совсем куда надо.

Зато! Английский язык в школе + курс онлайн + игровые курсы + мультфильмы + простая необходимость = точно больше, чем за второй класс в Московской школе. Через годик начнет сдавать международные детские экзамены. Когда-то была у меня мечта – чтобы дети, выпускаясь из школы и сдавая экзамен по английскому, получали бы не баллы ЕГЭ, а сертификат типа FCE - уровень «выше среднего» или CAE – продвинутый уровень. Ну, может, у нас оно сработает.

Наконец – физкультура. Тут все относительно просто. Сын пловец и борец. Только что сдал аттестацию на пояс. По сертификату могут зачесть. Еще я вынашиваю планы, как аттестовать его через плавание-соревнования-разряды… но это на будущее тоже.

А основы религиозной культуры… господа, мы же в Израиле. Они Ветхий Завет изучают (пока что в формате мультика Суперкнига). И в светской интерпретации – как сказки и мифы древнего народа – это очень даже классно.

Я очень надеюсь, что вот этими рассуждениями я прямо или косвенно донесла одну мысль.

Я не УСКОРЯЮ ребенка. Мне по идее плевать, закончит он школу в 15, 17 или 19 лет. Я точно знаю, что это не дает никаких бонусов по жизни. Я ребенка УСИЛИВАЮ. Знать чуть больше, уметь чуть лучше, применять знания для пользы и удовольствия…

Как следствие может возникнуть небольшое ускорение, но этого, по правде говоря, не надо. Не важно, в 16 или 17 лет человек выпустится из последнего класса. А вот что будет в его голове, и как он сумеет это применить – это, коллеги, уже второй вопрос.
Подписывавйтесь на мой канальчик. Расскажу о ближайших планах. И, наверное, поделюсь рецептом легкого обучения чтению.