Найти тему
Исторические мелочи

К атрибуции батального сюжета из севастопольского музея

В Севастопольском художественном музее имени М.П.Крошицкого хранится картина, подписанная как «Батальный сюжет из франко-прусской войны» и приписанная авторству некоего Жанжамбра. Я попытался поискать информацию о таком живописце, но нашел только английскую художницу французского происхождения Софи Жанжамбр Андерсон, «специализировавшуюся в жанре портрета женщин и детей, преимущественно в окружении сельской местности». Видимо, в данном случае имеется в виду не она

Авторы аннотации к картине в музейных описях вполне верно определили, что на полотне изображены ведущие бой французские войска периода Второй империи. И тем не менее данное ими картине название крайне удивляет. Особенно оно удивительно именно для сотрудников того музея, где картина хранится.

Дело в том, что в центральной фигуре военачальника, перстом указующего направление движения подчиненных ему войск, узнается дивизионный генерал Пьер Франсуа Жозеф Боске – один из самых популярных (или даже самый) французских командиров периода осады Севастополя в 1854-55 гг. в период Крымской войны. Ну, ок, возможно, будет правильнее сказать – мне представляется, что перед нами Боске. Боске умер в 1861 г., поэтому никак не мог принимать участие в Франко-прусской войне 1870-71 гг. До назначения в состав экспедиционной армии, отправлявшейся в Крым, Боске служил в Алжире, отсюда – всадники «восточного» типа в свите генерала на картине.

Вот его достоверные портреты, в том числе фотографические

Р. Фентон «Генерал Боске», фотография 1855 г.
Р. Фентон «Генерал Боске», фотография 1855 г.
Р. Фентон «Генерал Боске с адъютантами», фотография 1855 г.
Р. Фентон «Генерал Боске с адъютантами», фотография 1855 г.
О. Верне «Генерал Боске», 1857 г.
О. Верне «Генерал Боске», 1857 г.

Как уже было сказано, Боске был весьма популярен среди французских солдат. Вот как писал о нем Луи Буссенар в романе «Герои Малахова кургана»:

«-- Это Боске, неустрашимый Боске! Боске, обожаемый солдатами! Самый популярный из всех генералов африканской армии. Накануне битвы он запросто, как отец, обходит дивизию, без свиты, без штаба, без церемоний, и это еще больше усиливает его обаяние!»

Вполне очевидно, что изображенный на картине эпизод относится к Крымской кампании – периоду наибольшей славы Боске. И наиболее вероятно, что запечатлен здесь последний штурм Малахова кургана 8 сентября 1855 г., когда он был наконец захвачен французами . В ходе этого штурма Боске получил тяжелое ранение. Вот так описывает это событие тот же Буссенар:

« -- Артиллерия, вперед! -- командует Боске, появляющийся во всех опасных местах.
Две батареи ожидали только сигнала и сейчас же открывают огонь. Битва занимает собой весь фронт Севастополя. Французы, англичане, сардинцы дерутся, как фурии. Русские отступают, позиции взяты! Но какие потери!
Боске несется вперед, воодушевляя людей. Русские в последний раз стреляют из всех пушек, из всех мортир и ружей. Боске падает.
-- Боске убит! Отомстим за него! -- раздается яростный крик среди зуавов.
Генерала кладут на носилки. Он бледен, почти без дыхания. Кровь ручьем течет из раны. Пуля задела легкое».

По-видимому, картина из Севастопольского музея изображает момент незадолго до ранения генерала.

Как видите, если мои рассуждения верны, наименование, данное картине сотрудниками севастопольского музея, не опознавшими ни Боске, ни значимое событие из истории собственного города, действительно крайне странно. Да, безусловно, странное название картины могло быть зафиксировано в музейных описях давным-давно, и с тех пор просто воспроизводится; возможно, оно было дано даже не в Севастополе, а там, откуда картина была передана в севастопольский музей. И даже, скорее всего, изображенный на картине сюжет давно разгадан, ведь неслучайно же, по-видимому, полотно попало именно в севастопольский музей…. Но, может быть, пора внести правки в музейные описи?

Единственный момент, который меня смущает – это наличие на Боске на картине красной чресплечной ленты ордена Почетного легиона. Высшую степень этой награды, как раз и предполагавшую ношение чресплечной ленты, генерал получил 22 сентября 1855 г., то есть после штурма и за него. Но случаи, когда на живописных произведениях персонажи, участвующие в неких событиях. изображались с наградами, полученными за эти события, вполне известны и достаточно нередки.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.