Найти тему
Cat_Cat

Пара историй про самый популярный истребитель

Причина беспокойства матерей американских девчонок и главный секс-символ 80х, гигачад, сигма, верный друг и товарищ, настоящий транжира и самовлюбленный сукин сын. Легенда палубной авиации, а может и вообще всей авиации – и все это в одном фюзеляже! Поняли уже о ком речь?

F-14 Томкэт разрабатывался как носитель большой-пребольшой ракеты AIM-54 Феникс. Изначально под нее пилилась палубная версия F-111 (тоже эпичный Франкенштейн, больше зарекомендовал себя как бомбардировщик), но серия неудач заставила флот отказаться от дорогой, сложной и тяжелой машины в пользу разработки нового самолета.

Забавная история – первый полет прототипа состоялся 21 декабря 1970 года, всего за 4 дня до Рождества, и компания Grumman (разработчик самолета) была вынуждена проводить полет в авральной обстановке – если бы они не подняли борт в воздух до наступления 1971 года, то платили бы штраф ВМС США за невыполнение условий контракта. Летчики-испытатели получали нехилые сверхурочные за пропущенный праздник. Поступать в строевые эскадрильи самолет стал в 1972 году.

За время прохождения службы самолет зарекомендовал себя с положительной стороны. Участвовал в несении боевого дежурства во всех семи морях, сбивал ливийские МиГи, бомбил Ирак и снимался в кино. Был снят с вооружения в 2006 году и отправился на незаслуженный отдых.

Забавная история номер два – причиной снятия вооружения стал отказ от дальнобойной ракеты Феникс, которую отправили на свалку в 2004 году. Томкэт был единственным носителем этой ракеты, и в целях экономии средств и он ушел на пенсию. Это если официально, а если неофициально – лоббизм в военном ведомстве, который усиленно проталкивал F/A-18 Хорнет и Супер Хорнет. Истина где-то посередине.

За свою службу Томкэт обзавелся самой настоящей фан-базой, которой не каждый самолет может похвастаться. Он был символом мощи авианосцев, их длинной рукой и грозой советских тяжелых ракетоносцев. Почему он был так популярен?

-2

В первую очередь причиной тому был сам образ летчиков морской авиации – в Америке они были настоящими сигмами, обладавшие репутацией отчаянных сорвиголов. Небольшая выдержка из письма бывшего летчика, который сравнивает службу в военно-воздушных силах США и в военно-морском флоте:

“Будучи пилотом ВВС США за двадцатилетнюю карьеру вы не пропустите ни одного семейного праздника. Ваша мама хотела бы, чтобы вы стали пилотом ВВС США. Как и ваша жена. Да ваш батя с радостью женил бы на вас вашу же сестру.
Будучи пилотом ВМС США, вы пропустите дохрена семейных праздников…Вы будете летать с легендами флота и они будут пинать вас под зад, пока вы не станете настоящим убийцей…Самая горячие девушки в баре просто МЕЧТАЮТ познакомиться с пилотом ВМС. Бар этот, правда, в Сингапуре.
P.S. А пилоты ВВС носят шарфы и гладят свои летные костюмы”

Подобное отношение было не редкостью, морские волки вполне заслуженно считали сухопутных летчиков белыми воротничками.

Вторая причина популярности Томкэта – превосходные летные характеристики машины (особенно с B версии, которая получила более крутые двигатели), красивый и стильный дизайн самолета, передовые технологии – мощнейший радар, управление стреловидностью крыла и прочее. Его задачей был перехват ракетоносцев и крылатых ракет, и по сути он был защитником флота от всех бед с воздуха. Дальнобойность ракеты Феникс поражала в прямом и переносном смысле – 180 километров в идеальных условиях! А ракеты Сайдуайндер и двадцатимиллиметровая авиапушка Вулкан не оставляли противнику шансов в ближнем бою.

Забавная история номер три – стоимость ракеты Феникс была настолько высока, что стреляли ей по большим праздникам. В одно время цена Феникса доходила до миллиона долларов – большая сумма по тем временам. В боевых условиях из нее стреляли иранские летчики в ирано-иракской войне и вполне себе попадали, а вот выстрелы американских пилотов не были столь результативными – всего пара эпизодов и в обоих случаях промахи. Что неудивительно – ракета просто гигантская и очень тяжелая, и вольготно она себя чувствовала только на большой высоте, где разреженность воздуха позволяла ей набирать большую скорость. Ну тут винить ракету не в чем – все-таки она была не для стрельбы по истребителям.

Некоторые деды до сих пор ворчат, что самолет поспешили списать со счетов. Пилоты Томкэта, в особенности те, кто прошел знаменитую школу Топ Ган, были сродни рок-звездам, только от мира военных. Про него сняли два фильма (Топ Ган и Топ Ган: Мэвэрик) – где Том Круз всего лишь актер второго плана. Письмо, адресованное Томкэту от летчика, который написал его в память о добром друге:

«Прощай боец, защитник Америки и наших задниц. Нам будет не хватать тебя, твоей крутости, твоей безбашенности, твоей грубой мощи. Даже перед лицом технического прогресса ты не склонился ни перед кем. Спасибо за воспоминания – они достойны любого романа.»
-3

Автор: Тарас Артёмов