Найти тему
Кин-дзен-дзен

Перед тем, как опустится ночь (1971 г.) психологическая драма Клода Шаброля, где показано, что человек сам себе наиболее строгий судья.

Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".
Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".

Случайно, или в сублимационном бреду, Шарль убивает любовницу. Лора склонна к извращённому пониманию секса, сама напросилась, в буквальном смысле. Мужчина в панике покидает съёмную квартиру, забредает в бар и по дороге встречает лучшего друга, мужа Лоры, Франсуа, который узнав прискорбные вести, намного легче переносит смерть супруги, нежели любовник. Шарль, мучимый тягостным душевным обременением ищет искупления, его милосердно оправдывают и стараются поддержать все, но это не помогает.

Клод Шаброль разных возрастов един в творчестве общей темой почти каждой работы. Он словно дорвавшийся до микроскопа взрослый ребёнок, которому интересно созерцать под увеличением одно и то же. Сталкивать персонажей в похожих ситуациях, трепать нервишки, усложнять жизнь, не давать выбора. Посредством жанровых составляющих (детектив, криминал, триллер) он снова и снова пишет портрет семейной жизни и взаимоотношения полов всякий раз по новому. Арсенал техник позволяет не повторяться, становиться пародией на самого себя. В Перед тем, как опустится ночь, тот же Шаброль, только в иных локациях, с другими интонациями и набором идентификаторов. В результате получилась одна из лучших картин мастера, которая и теперь выглядит актуально.

Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".
Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".

Фильм основан на романе Эдуарда Атья, это заведомо добавляет веса работе. Наверное, поэтому режиссёр купирует большинство проявлений чувств персонажей. Тут не стоит ждать откровенной и мощной игры лицедеев. Они все сдержаны. Слова, вскользь, выражают эмоции, к ним надо прислушиваться внимательнее. Эмоциональная составляющая держится на диалогах, что в традициях и французского кино, и в стиле автора. Их, часто застывшие, маски, в прекрасных интерьерах постмодерна, не рассказывают о внутренних переживаниях, они в сочетании с антуражем создают атмосферу безысходности, передают внутренние страдания Шарля, вина которого поедает заживо.

Интересна придумка Шаброля, который в каждой работе изобретает какой-нибудь незначительный побочный вектор, добавляющий красок истории. В данном случае это семейное времяпровождение. То это настольные игры, то игра в "тепло-холодно", то в индейцев. За этим интересно наблюдать, особенно в наше время, когда немногие прибегают к таким интеллектуальным или подвижным развлечениям. Это показывает нам лучшие стороны протагониста, как прекрасного семьянина. Одновременно служит потрясающим по диссонансу парадоксом, когда прилежный отец и муж запросто лишает жизни порочную натуру.

Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".
Кадр из фильма "Перед тем, как опустится ночь".

Шаброль психолог от кино, одним фильмом двух зайцев: что переживают все стороны трагедии, исподтишка развив нить истории до гибели души убийцы, и, второе, зрителю дал наставления, избавившись навсегда от побудительного тона, мягко, как умеет только один он. Разумеется, без гиперболы в кинематографе трудно передать смысл и терзания простой повести об измене и вине за её совершение. Приходится кого-то придушить, чтобы человек, по обе стороны экрана, повесил глаза и уши на гвоздь внимания. К тому же, желательно, сделать это в самом начале, мгновенно приковав интерес, и только с той (тем), кого в общем, по ходу раскрытия её прошлого, не будет жалко настолько, что скорбь перебьёт финальную, о главном герое Шарле. Иначе не интересно будет смотреть.

Перед тем, как опустится ночь классическая психологическая драма Клода Шаброля. Одна из лучших его фильмографии. Теперь смотрится несколько морально устаревшей, но мотивы греческой трагедии всё так же пламенно мерцают, и в этом смысле произведение вечно.