Найти тему
Вечерний Тришин

ЕГЭ опять хотят отменить. Насколько реальна реформа или все же это дешевый популизм?

Оглавление

Единый государственный экзамен вновь стал камнем преткновения для депутатов Госдумы. Сколько раз ЕГЭ уже хотели отменить и переформатировать? По меньшей мере, тему обучения и аттестации школьников поднимают один раз в год. На этот раз совершить невероятное планирует группа депутатов во главе с председателем комитета ГД по труду и соцполитике Ярославом Ниловым.

Скажем так, общество положительно отреагировало на инициативу. Но многие россияне не верят, что законопроект рассмотрят в Госдуме и примут положительное решение. Слишком много таких идей уже отвергалось.

Хватит терпеть издевательство над детьми.

С таким эмоциональным заголовком депутат Ярослав Нилов выложил пост на своей странице в соцсети. Инициатор отмены ЕГЭ собрал группу неравнодушных депутатов, которые планируют скорректировать закон об образовании. Нилов считает, что единый экзамен плохо влияет на школьников и их родителей, поэтому его следует незамедлительно отменить.

С этой идеей уже давно согласны многие родители и ученики школ. ЕГЭ перестал отвечать запросам общества. Более того, в некоторых случаях у детей фактически нарушается психика из-за подготовки к экзаменам.

В законопроекте депутаты предлагают несколько изменений:

1. Во-первых, речь идет о замене ЕГЭ на проведение классической аттестации учеников по образовательным программам. По сути, это возвращение к истокам и советской практике, когда школьники сдавали обычные экзамены.

2. Во-вторых, депутаты пояснили, что ЕГЭ не отвечает реформе образование и не приносит тех результатов, которые ожидались в первые годы. Школьники попросту зубрят ответы на вопросы, не включая мышление и логику.

Трудно не согласиться с Ярославом Ниловым, вот только это не первая и явно не последняя инициатива отменить единый экзамен. За последние годы многие депутаты вносили законопроекты, и все они были отклонены правительством РФ. Примечательно, что практически все идеи оказались не более чем популистикой. Чтобы провести такой законопроект, нужно получить поддержку самых крупных фракций, в том числе «Единой России».

Между тем эксперимент над учащимися школ зашел слишком далеко. Напомню, что изначально ЕГЭ вводился в рамках эксперимента, но с годами экзамен решили закрепить в школьной программе. Против ЕГЭ выступили многие именитые преподаватели, профессора и депутаты. Экзамен не отражает реальных знаний учеников, а в некоторых случаях вредит образовательному процессу.

-2

Что не так с ЕГЭ?

Стоит отметить, что очередная идея отменить ЕГЭ зародилась на фоне скандала в воронежской школе, где над учениками якобы издевались и заставляли снимать нижнюю одежду. Речь идет об инциденте в школе №62 Воронежа. Правда, чуть позже вышло сразу несколько опровержений со стороны руководства школы и проверяющих сотрудников.

Вероятно, на этом фоне отдельная группа депутатов решила попробовать запустить очередной проект закона. Но суть в том, что такой инцидент мог произойти даже на обычных экзаменах.

Возвращаясь к теме ЕГЭ, нужно отметить главную проблему экзамена – его «судьбоносный характер». Школьникам буквально говорят, если они не сдают успешно ЕГЭ, не смогут получить путевку в жизнь и устроиться на хорошую работу или поступить в университет. И доля правды в этом утверждении есть.

В целом эксперты называют сразу несколько крупных недостатков экзамена:

1. ЕГЭ не позволяет точно оценить знания ученика. По сути, это самое простое тестирование, которое только можно было придумать. Если в советское время школьников учили мыслить и работать головой, то сейчас их банально натаскивают зубрить ответы. И это очень плохо, так как молодые люди не включают логику, а умеют действовать только по шаблонам.

Преимущество находят только репетиторы, которые натаскивают учеников отвечать на правильные ответы. При этом большая часть школьников не получает реальные знания, применимые в жизни.

2. Навыки выражать свои мысли – опять же, раньше школьники могли выкручиваться на экзаменах. То есть пытались выражать свои мысли нестандартно и получали за это положительные оценки. Сейчас же они как роботы отвечают на конкретные пункты в опроснике. Но такая программа тестирования не подходит для многих дисциплин.

-3

Ранее считалось, что в основу ЕГЭ легли западные методики обучения. Но это не совсем правда. Например, в Штатах школьников учат мыслить нестандартно, а не по шаблону. Кроме того, дети могут выбирать только те дисциплины, которые им действительно нужны. Разумеется, они проходят обучение по общему курсу, а после переходят на факультативы.

Почему же у нас не хотят менять ЕГЭ? Скорее всего, это удобный формат сдачи экзаменов для Министерства образования. Например, в 2023 году против отмены ЕГЭ выступал Рособрнадзор. Причем это же решение также поддержал Михаил Мишустин.

А вы как считаете, нужно ли в российских школах заменить ЕГЭ на классические экзамены?