Найти тему

Из автобуса в броневик: Бронеавтомобиль "Ферроль"

Когда в Испании началась гражданская война после неудачного переворота генералов Эмилио Мола и Хосе Санхурхо, ни одна из сторон не смогла выставить много боевых бронированных машин (как на колесном, так и на гусеничном ходу). Всего по стране насчитывалось 74 бронемашины: у правительственных войск Республики было 58, а у националистов – 16. Эти машины включали реликвии Первой мировой войны, такие как танки Schneider CA1 и Renault FT, местные разработки, такие как Trubia Serie A и Landesa, и многочисленные броневики Bilbao Modelo 1932

Выход из такой ситуации был необычный. В первые дни войны каждая сторона вооружала гражданские автобусы, легковые и грузовые автомобили, чтобы использовать их как временную бронетехнику. Эти машины, известные от прилагательного "tiznado" - сажа, не предназначались для длительного использования. Республиканцы, контролировавшие большинство промышленных районов, построили около 400 таких машин в течение первого года войны, а националисты разработали свои модели в районах, таких как Памплона, Сарагоса, Вальядолид и Ферроль.

Из-за спешного производства и плохой конструкции эти машины были склонны к поломкам (иногда ломались пополам из-за дополнительного веса брони). Однако они выполняли несколько крайне важных функций: перевозили припасы, оружие, боеприпасы и войска, а также производили впечатление на врагов и вдохновляли союзников. В то время испанские бойцы и гражданское население не были знакомы с современными танками, поэтому эти большие, шумные машины производили сильное впечатление.

Bilbao Modelo 1932
Bilbao Modelo 1932

После победы левого Народного фронта на выборах в феврале 1936 года политическая ситуация в Испании обострилась. Предвидя возможные столкновения, несколько военных подразделений начали переоборудование техники. В марте-апреле 1936 года в Ферроле полк береговой артиллерии № 2 переоборудовал по меньшей мере четыре автобуса-транспортера Hispano-Suiza 30/40 в бронеавтомобили, названные в честь города, где они были построены, – Ферроль.

Источник: https://vk.com. Группа: mnogotonn.com
Источник: https://vk.com. Группа: mnogotonn.com

В отличие от многих других «тизнаос», «Ферроли» были построены до войны, что позволило уделить больше времени на их создание, а также привлечь к работе квалифицированных военных специалистов. Это обеспечило лучшее качество конструкции и продуманный дизайн, делающий «Ферроли» более похожими на современные бронированные автомобили.

Ручная сборка сулила определенные последствия. Каждая машина имела свои особенности: у одних моделей отсутствовали фары и/или передние бамперы. В целом, все «Ферроли» были оснащены 8-миллиметровой броней из серой стали, которая покрывала машину со всех сторон, и вращающейся башней, напоминающей башню броневика Rolls-Royce времен Первой мировой войны. В башне устанавливался пулемет Hotchkiss Model 1924.

-5

На каждой стороне машины было семь отверстий для стрельбы из винтовок, а в башне — восемь отверстий, которые также могли использоваться как смотровые для пулеметчика. Первое отверстие находилось в верхней части двери для доступа экипажа и пассажиров. В передней части башни имелось три смотровых окна: правое для водителя, одно из других слева для командира, и третье, предположительно, для другого члена экипажа или пассажира.

Ручной пулемет Hotchkiss Model 1922
Ручной пулемет Hotchkiss Model 1922

Два средних люка по обеим сторонам передней части машины обеспечивали доступ к двигателю для ремонта и обслуживания. В передней части машины также имелось два комплекта вентиляционных решеток для предотвращения перегрева двигателя.

Количество собранных «Ферролов» остается предметом споров до сих пор. Общепринятая точка зрения утверждает, что их было, как минимум четыре, но некоторые военные моделисты считают, что могло быть пять, а в редких случаях упоминается даже шестой.

Известны три машины (№ 1*, 1, 3 и 4), которые легко идентифицировать по их отличительным чертам. Машина, известная как номер 1, значительно отличалась от остальных: у нее отсутствовала башня, передняя панель представляла собой одну наклонную металлическую пластину, идущую от верха вентиляционных решеток до начала крыши, а смотровые окна располагались на разной высоте и под разными углами. У остальных машин все три смотровых окна располагались на одной высоте и под одним углом.

То, что обычно считается Ferrol No.1, пересекает мост в северной Галисии в июле 1936 года.
То, что обычно считается Ferrol No.1, пересекает мост в северной Галисии в июле 1936 года.

С началом военных действий в июле 1936 года «Ферроли» стали единственными бронированными машинами в Галисии, что давало их владельцам, националистам, преимущество. Первое их использование было зафиксировано 20 июля 1936 года, когда они перевозили гранаты, минометы и пулеметы из казарм береговой артиллерии к пехотному полку № 35 «Мерида». На следующий день они доставляли миномет и боеприпасы в здание Командования Арсенала и перевозили начальника Арсенала в тюрьму.

Командир полка артиллерии Костас № 2 Санчес Эсперанте утром отправился на одном из «Ферролов» к офицерам военного правительства. После их беседы «Ферроли» использовались для штурма ратуши и Народного дома, которые все еще находились под контролем правительства. Несмотря на интенсивный огонь защитников, здания были захвачены после угрозы расстрелять их из пушек, перевозимых «Ферролами».

-8

22 июля 1936 года «Ферроли» патрулировали города вокруг Ферроля, устраняя лояльные правительству элементы. Один «Ферроль» был отправлен на захват Пуэнтеуме, но из-за сопротивления и местности не добился успеха. На следующий день, сопровождаемый большими силами, «Ферроль» захватил город. В эти первые дни войны «Ферроли» показали себя эффективными, так как против них не было организованного сопротивления или бронетанковой оппозиции.

К концу октября или ноября 1936 года «Ферроли» были разделены и отправлены на различные фронты на севере. Два из них были отправлены в сектор Овьедо-Градо в Астурии, два других — в сектор Ла-Робла-Матальяна-Ла-Вецилья на фронте Леона. К февралю 1937 года два «Ферроля» защищали Овьедо от республиканцев. Экипажи этих машин понесли потери, и теперь на них служило всего 15 человек.

CV.33/35
CV.33/35

После окончания войны на севере в октябре 1937 года, по крайней мере, два «Ферроля» оставались в Овьедо, а один в Леоне. В условиях изобилия итальянских CV.33/35 и немецких Pz.I, «Ферроли» стали излишними. Их дальнейшая судьба неизвестна, но вероятно, что они использовались для патрулирования и охраны порядка, а затем были разобраны на металлолом или возвращены к первоначальной роли до конверсии.

«Ферроли» отличались более продуманной конструкцией по сравнению с другими импровизированными «тицнао», что позволило им дольше служить, но с появлением современных серийных машин их время ушло.