Найти в Дзене
Minsknews.by

«Маскарадный» бой Петра I, роман Оруэлла «1984» и кража картины Шагала. Этот день в истории: 8 июня

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1704 год. «Маскарадный» бой под Нарвой — русские переодеваются в мундиры врага

Шел четвертый год изнурительной Северной войны. Россия начала ее неудачно: шведские войска под командованием молодого короля Карла ХII наголову разбили неопытную русскую армию под Нарвой. Но затем шведский король совершил роковую ошибку: самонадеянно решив, что русским уже не оправиться, он повернул свои войска на Польшу, союзницу России в этой войне, где и увяз. А Петр времени не терял, быстро учился, собирал силы и летом 1704 г. вернулся под Нарву. Эта крепость была очень крепким орешком, осада могла затянуться надолго. И Петр придумал трюк с маскарадом — для обмана противника части своих войск он велел переодеться в синие мундиры шведов.

Ряженные появились с той стороны, откуда защитники крепости ждали подкрепления. Четкая поступь, ровные ряды, беглая стрельба, слаженное маневрирование убедили коменданта крепости в том, что это действительно вымуштрованные батальоны генерала Шлиппенбаха, спешащие к ним на помощь. Планы осажденных были спутаны. «Высокопочтенным господам поставлен зело изрядный нос», — резюмировал довольный Петр.

Осада длилась все лето и закончилась взятием города. Победа русской армии смыла горечь поражения при первой попытке взять Нарву в 1700 г.

1794 год. В Париже на Марсовом поле проводится публичный общественный праздник в честь культа Верховного существа

-2

На многое деятели Великой французской революции смотрели неодинаково. Так культ Верховного существа, за которым стоял Максимельен Робеспьер и его сотоварищи, противостоял культу Разума, зачинателями которого были Пьер Гаспар Шометт и Жак-Рене Эбер, также имевшие большую армию сторонников и последователей.

Культ Разума преследовал целью упразднение христианской религии во Франции. Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь богини Разума, которую в ходе театрализованных представлений играли актрисы. Во время праздников Разума на юге Франции, организатором которых был будущий наполеоновский префект полиции Жозеф Фуше, устраивались казни преступников.

Религиозный культ Верховного существа утверждался властями не только в борьбе с христианством, но и с рационалистическим культом Разума, за который выступали конкурирующие группировки во властных кругах. Сторонники культа Верховного существа отвергали атеизм, при этом термин «бог» (фр. Dieu) они заменяли термином «Верховное существо» (фр. l’Être suprême).

В марте 1794 г. радикальные якобинцы во главе с Эбером и Шометтом были осуждены и казнены, а культ Разума запрещен. В мае под давлением Робеспера Национальный конвент принял декларацию, согласно которой «французский народ признает существование Верховного существа и бессмертие души». Народ также признает, «что достойное поклонение Верховному существу есть исполнение человеческих обязанностей», во главу которых ставится «ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защита угнетенных».

Праздник Верховного существа 8 июня 1794 г. был самым счастливым днем в жизни Робеспьера. В голубом фраке и трехцветном республиканском шарфе, с большим букетом цветов, плодов и колосьев он шел впереди членов Конвента, президентом которого был выбран за четыре дня до празднования. Затем следовали представители всех 48 секций Парижа и национальной гвардии. Процессия двигалась к специально созданной для этого Священной горе, вершину которой венчал символ единства и верности революции — Древо свободы. Робеспьер произнес пламенную речь о важности этого дня для объединения всей Франции, после чего поднес факел к моделям статуй, символизировавших атеизм, честолюбие, эгоизм и невежество, из пепла которых появилась статуя Мудрости.

Фестиваль был организован Давидом, художником революции. В этот теплый воскресный день праздновать фестиваль вышли более 400 тыс. парижан, притом что во всем городе тогда было всего 600 тыс. жителей. Люди надели праздничные наряды, весь Париж был украшен цветами и венками. Подобные празднества прошли по всей Франции, и многие, особенно католики, с энтузиазмом восприняли происходящее как «возвращение религии», особенно после эксцессов дехристианизации и анархии предыдущих лет.

Однако фактическое введение государственной религии в нарушение идеалов революции и провозглашенной ею свободы совести понравилось не всем. И после государственного переворота, так называемого Девятого термидора, культ Верховного существа, ассоциировавшийся с диктатурой Робеспьера, быстро сошел на нет. Самого Робеспьера 28 июля 1794 г. казнили без суда и следствия вместе с двумя десятками его сторонников.

1934 год. В Минске открывается I Всебелорусский съезд писателей

-3

Съезд подвел итоги развития белорусской литературы за годы Советской власти. Заседали мастера слова неделю, а итогом стало организационное оформление Союза писателей БССР. На тот момент в нем состояло 65 членов. В массовом же литературном движении участвовало около 1 000 человек.

Первым председателем Союза писателей БССР избрали поэта, прозаика и драматурга Михася Климковича, автора слов государственного гимна «Мы, белорусы…».

Уже в августе 16 белорусских делегатов отправились в Москву для участия в I съезде советских писателей. В их числе — Климкович, Лыньков, Купала, Колас, Чарот, Крапива, Бровко и др.

Всемерную поддержку белорусским литераторам оказывали партийные и советские органы. В ноябре 1934 г. ЦК КП(б)Б принял постановление «О мерах по укреплению литературного дела в БССР», а в 1935-м СНК БССР выделил Союзу писателей 37 тыс. рублей на творческую работу и организацию отдыха. Были приняты меры по улучшению жилищных условий писателей, в том числе Купалы и Коласа.

1949 год. В Лондоне тиражом 25 500 экземпляров (а спустя пять дней и в Нью-Йорке) выходит в свет роман Джорджа Оруэлла «1984»

-4

Фото oz.by

С тех пор роман английского писателя, настоящее имя которого Эрик Артур Блэр, неоднократно переиздавался, был переведен на 60 языков, экранизирован. Наряду с такими произведениями, как «Мы» Евгения Замятина (1920), «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932) и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери (1953), он считается одним из образцов антиутопии.

Оруэлл изобразил возможное будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом, ненавистью и доносительством. «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила» — три главных лозунга этого тоталитарного государства. Один из его вождей утверждает: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». В романе «1984» впервые прозвучало известное выражение «Большой брат смотрит за тобой», а также введены ставшие широко известными термины «двоемыслие», «мыслепреступление», «новояз», «правоверность», «речекряк».

В 2009 г. газета The Times включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал Newsweek поставил его на второе место в списке ста лучших книг всех времен и народов.

В СССР это произведение Оруэлла было под запретом вплоть до 1989 г. Этим отчасти объясняется ажиотажный интерес к нему, возникший после того, как все запреты были сняты. Роман «1984» стал самой продаваемой книгой крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ» за 2010–2019 годы (1,8 млн экземпляров).

2001 год. Сотрудники Еврейского музея в Нью-Йорке обнаруживают пропажу этюда к картине «Над Витебском» Марка Шагала

-5

К этому времени выставка работ Шагала работала в Нью-Йорке уже несколько дней. Большинство из почти 60 представленных на ней экспонатов из Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге и других картинных галерей никогда не выставлялись в США.

Похищенный этюд был написан Шагалом в 1914 г. На акварели изображен старик-странник с посохом в руках и котомкой за спиной, парящий над зимним витебским пейзажем. Полотно невелико по размерам — всего 20 на 25 см. Таким образом, его легко было вынести под одеждой или в кейсе.

Этюд был оценен в один миллион долларов. После того как расследование по горячим следам не увенчалось успехом, музейщики объявили вознаграждение размером 25 тыс. долларов за информацию о пропаже. Но в успех мало верила даже полиция, ведь этюд к картине «Над Витебском» был лишь одной из 250 работ Шагала, находящихся в розыске. Однако семь месяцев спустя он был совершенно случайно обнаружен в штате Канзас. Служащие почтового отделения города Топека вскрыли невостребованную посылку (адрес получателя отсутствовал) и, увидев на обратной стороне полотна многочисленные отметки музеев, тут же позвонили в ФБР. Когда подлинность картины была подтверждена, она вернулась в Санкт-Петербург, в Русский музей.