Непривычно короткая часть нашего исторического повествования, но она должна ответить на вопрос: почему Фил Коллинз не ушел из Genesis сразу, как только его дебютный альбом «Face Value» и хит «In the Air Tonight» возглавили чарты? Казалось бы, он добился всего того, чего доселе не добивался ранее, в том числе с группой.
Майк Резерфорд
Как только мы начали сочинять песни к новому альбому, в январе 1981 года, вышел «In the Air Tonight», первый сингл Коллинза с «Face Value». Уже через неделю он стал 4-м в Великобритании, затем 3-м… А далее 2-м. После чего в феврале выходит альбом и начинает свой большой путь: сразу становится первым. На следующее утро пришел Фил, и мы все посмотрели друг на друга: "Неплохо, правда?". Мы все были очень удивлены, и Фил в том числе.
Ему приходилось уезжать на телевизионные съемки в разных странах. Уже тогда меня стали посещать мысли, мол, если дела идут у него настолько хорошо, то Фил задумается, что ему надо двигаться дальше. Это лишь вопрос времени.
Фил Коллинз
Из-за этого ситуация стала немного неловкой. Я был в глубоком потрясении, меня охватывало дикое возбуждение: «Господи, «In the Air Tonight» заняла 1-ю строчку в Голландии!». И не только в Голландии - песня свела с ума весь мир! «Face Value» - первый! И по ходу продолжал наращивать количество продаж. Тони Бэнкс позднее отметил: «Мы хотели, чтобы Фил добился успеха. Но не такого большого!».
Майк Резерфорд
Если бы «Face Value» вышел во время перерыва в творчестве Genesis, то, нам пришлось бы сложнее. Возможно, Фил подумал бы о том, чтобы не возвращаться из перерыва в коллектив. Я бы понял, если бы он ушел, но песни, над которыми мы работали, звучали хорошо, а Фил, как Тони и я, был из тех людей, которые очень погружены в работу «здесь и сейчас». К тому же, мне кажется, Филу слишком нравилось то, что мы делали вместе. Тот факт, что мы продолжали выпускать альбомы группы даже после того, как его сольная карьера пошла в гору - говорит сам за себя. И вообще с тех пор наши сольные карьеры шли нога в ногу. Редкий случай, когда музыканты умело и грамотно могут скоординировать выход своих сольных релизов, чтобы это не шло во вред группе.
Фил Коллинз
В тот момент я уже мог заметить, как поменялось отношение со стороны других участников группы ко мне. Может, они думали, что я собираюсь уходить. Речи об этом не было, хотя однажды Тони Смит мне сказал: «Думаю, что Genesis на тебя очень хорошо повлиял». Опять потеря вокалиста? Уход одного - не беда, но второго? Было понятно, что группа такой раскол не переживет.
Смит был отличным менеджером, и он оказался прав. Его слова только подтверждались еще много лет. Каждая карьера - сольная или в группе - укрепляет другую карьеру.
Конечно, я наслаждался неожиданным успехом «Face Value». До этого я постоянно ощущал, что играю последнюю по значимости роль в Genesis. Спустя годы я осознал, что сильно занижал их мнение по поводу себя. Но я всё равно еще долгое время буду испытывать неуверенность в себе, записывая песни: «Как вам такая мелодия? Норм?». Но на протяжении 80-х я писал одну песню за другой, стремительно в этом развиваясь. Первая песня, написанная мною для группы - Misunderstanding - вышла третьим синглом из альбома Duke и стала успешным международным хитом.
«Face Value» продолжал продаваться. Он стал #1 в Великобритании, что очень всех нас впечатлило. Мы всегда хотели, чтобы Genesis достиг 1-й строчки.
Но разве это не клише? Мол, стоит только одному из участников группы получить намек на сольный успех, как тут же он уходит. У меня и мыслей таких никогда не было. В «Duke», которым я очень горжусь, мы смогли передать свою энергию, особенно в песне «Duchess». Плюс это был первый альбом, в котором была частичка меня в виде двух законченных композиций. В «Abacab» я уже был больше вовлечен в процесс сочинения, а также в продюсирование, что дало свои плоды, поэтому думать об уходе не было смысла. Тем более мои сольные работы и работы Genesis не конкурировали друг с другом, а вполне себе счастливо протекали параллельно. Уже гораздо позднее, когда я рассказал о своем решении уйти, в последней нашей встрече Тони Смит и Тони Бэнкс мне сказали: «Это неудивительно. Удивляет скорее то, что ты так долго продержался. Почему не ушел раньше?» А для меня и проблемы-то такой не стояло. У меня было лучшее из обоих миров.
К тому же у меня было время и пространство для множества других проектов. Я развелся, а вскоре встретил Джилл, которая стала моей второй женой. Мы стали парой, а в основе наших отношений был факт, что музыка - моя жизнь. При этом я старался видеться со своими старшими детьми, как можно чаще, но моя первая жена Энди предпочла жить как можно дальше от меня - в Ванкувере, где жили ее мама и братья с сестрами, а потому было невозможно видеться с ними каждые вторые выходные. Но у меня зато было в распоряжении 24 часа ежедневно. И жизнь преподносила фантастические круголя. Взять мое знакомство с Эриком Клэптоном: мы стали хорошими друзьями. Забавно, что кто-то предложил ему пригласить меня на его следующий альбом, не зная, что мы к этому времени уже были знакомы.
Мне вскоре и Роберт Плант позвонил. Это были судьбоносные телефонные звонки для меня, когда я чувствовал, что если не скажу «да», то меня больше не пригласят. Поэтому я работал постоянно. И Джилл знала, во что ввязывается.
Завидовал ли Майк и Тони? Я точно не знаю. Та шутка Тони - это то, что было свойственно нашим отношениям. Никому не позволялось задирать свой нос.
Я (задыхаясь): Черт возьми! «In the Air Tonight» занял 1-ю строчку в Европе!
Тони: Да, но в ней по-прежнему три аккорда.
Я: Вообще-то четыре!
Тони Бэнкс:
На самом деле, Фил мало говорил о своем сольном успехе, но казалось, что он счастлив остаться с группой. Кажется, Ахмет Эртегюн из Атлантик Рекордз ещё до выхода «Face Value» сказал ему: «Что бы ни случилось, ты должен остаться в группе». Уверен, что это тоже возымело на него. Ему нравилось быть частью Genesis. Если тебе удалось поддерживать две карьеры вместе в течении 15 лет и быть успешным и там, и там, собственно, почему бы и нет?
Конечно, потребовалось какое-то время, чтобы прийти в себя после «Face Value». Если Фил мог выпустить такой альбом самостоятельно и добиться большего успеха сольно, чем с нами, это казалось немного странным. Вы прекрасно понимаете коммерческие аспекты. Успех Фила меня не особо сильно волновал, потому что он был певцом; это и Питера касается: у обоих мгновенно узнаваемый голос, и пока они выпускали что-то хорошее - а они оба выпускали очень хороший материал - у них всё было хорошо.
И, возможно, потому, что сольный успех Фила пришелся на момент, когда нам исполнилось около 30 лет, я смог принять его так, как не смог бы принять, если бы мне был 21 год. Когда и Майк начал добиваться огромного успеха, я сам для себя решил: «Не вопрос! Я буду тем, кого коллекционеры будут тщательно искать!»
Майк Резерфорд
Успех Mike + the Mechanics я всегда рассматривал очень скромно. Успех Genesis, успех сольной карьеры Фила, Питера и «Механиков» - это что-то нереальное. Было время, когда мы все разом попали в американские чаты, в том числе и Стив с группой GTR: было очень смешно. «Mechanics» - для меня настоящее удовольствие, наша музыка появлялась без всякого труда. Я очень горжусь тем, что мы сделали, у нас была великая эпоха. Хотя кто бы мог подумать…
Что мне еще дал проект с «Механиками» - это возможность сочинять музыку с другими людьми - Б.А.Робертсон, Пол Каррак, Крис Нил. Благодаря этому я научился по-другому подходить к процессу сочинения. И если Фил в своих сольных работах был главным, то я пытался всё сделать коллегиально. Я понял, что Фил, Тони и я постоянно находились вместе на одном игровом поле; наши жизни похожи, у нас был один и тот же менталитет. У других людей разные планы и подходы, с которыми я никогда не сталкивался, и разный уровень эго, и я получил шок от общения с разными людьми. В Genesis такого не было, а пребывание вдали от группы помогло мне это оценить.
Фил Коллинз
Мы всегда были настоящими британцами: «Игра - это игра, а не победа». Знаете, Тони Бэнкс в этом настоящий классический персонаж: «Если это хорошо, то сие не значит, что это - лучшее». Тони очень цинично относится к любому виду успеха, поэтому никогда не возникнет желания задирать нос: группа тебя тут же спустит на ступеньку-другую ниже. Как по мне, я считал, что это скорее удача и случайность, чем что-то, что я заслужил - что-то, что попало в нужное время. Genesis была группой, и этот успех, несомненно, добавил бы ей авторитета. Он, безусловно, привел нас к другой и более широкой аудитории в разных частях света.
Тони Бэнкс
В том, что Фил стал популярным, был один неприятный недостаток: в глазах публики мы снова попали в статус «певец с группой», то есть мы вернулись к тому, что испытывали во времена Питера. И это было обидно.
To be continued…
P.S. В материале использована фотосессия к синглу «Who Dunnit?»