Погода меняется, и меняется настроение. Это замечательно, это позволяет играть для вас песни в самых разных стилях. Солнышко поздней весны и бурное кипение флоры сменилось ожидаемыми черемуховыми холодами. Не страшными и не экстремальными, но все же чувствительными. Прошли дожди и грозы. Какие-то из дождей уже можно и ливнями назвать. Сегодня небо чистое, голубое, и, возможно, к вечеру раздуются кучи кучевых облаков, закрывающих от меня солнце, возможно станет теплее, но пока-то настроение можно обозначить коротким словом БЛЮЗ.
Не скажу, что в авторской песне блюз экзотика – вовсе нет, он тут изначально есть, и, наверное, будет тут популярным всегда. Еще Александр Аркадьевич Галич, когда доводилось попеть нее под гитару, а под рояль, которым он владел не в пример круче, почти всегда пел несколько блюзов. Что-то было полностью его песнями, что-то хорошими переводами американской классики. Редкие, к сожалению, записи, а уж на видео найти вовсе не реально. Жаль. Я бы сейчас посмотрел на Галича, поющего под рояль про то, как он берет билет на поезд, идущий неизвестно куда. Даже Новелла Николаевна Матвеева своим детским голосом выдавала, бывало, Ах как старый негр хочет спать!.. Но этот блюз, скорее, смешно слушался, так что Новеллу Николаевну как блюзмена всуе поминать не станем.
Впрочем, блюз, это же единственный, пожалуй, музыкальный стиль, который даже не слушаешь, тем паче не пытаешься въезжать в смыслах текстов. В настоящем блюзе все это как бы не просто не требуется, а даже и вредно. Блюз – это не песня, это звучащее настроение, которое понимать-то не обязательно, достаточно в нем раствориться, отдаться звучанию тягучих, и вроде бы даже не связанных даже между собой нот.
Сегодня ночью неожиданно написал в личку Сергей Канашенко, признанный в нашей среде джазмен и блюзмен, чьи песни поют очень многие наши хорошие исполнители. Жаль только самого его не так часто увидишь на концертных и фестивальных площадках. Зачем писал, чего хотел – не тема этого блюзового выпуска, тема сегодня – настроение, которое в особо концентрированном виде почти неминуемо становится блюзом. Я вспомнил о его письмо не потому, что важен сам ночной разговор, а потому, что к разговору этому неминуемо приклеивается еще и самый его известный блюз. И то, что в этом блюзе как раз и звучит и строчкой, и просто настроением холодное лето под бесконечным дождем. Согласитесь – повод поставить эту замечательную песню в цикл Песни лета.
Еле удерживаюсь от того, чтобы поиграть эту песню в десятке самых разнообразных исполнений. Есть потрясающий вариант, где Алексей Иващенко со стайкой юных отпрысков громких бардовских фамилий поет это в Гнезде глухаря, есть отличная запись из нашего Бард-кафе, где юная и очаровательная Алина Зеленина заколдовывает весь наш небольшой зал этой песней, поскольку это – настоящее шаманство. Есть десятки других завораживающих исполнений, но я хочу, чтобы вы и послушали, и увидели самого Сергея. Это, может, не так ярко, зато невероятно экспрессивно. Тем более, что тогда же, нынешней ночью, я наткнулся на самый настоящий джем, где, судя по картинке, неожиданно даже для самого автора по ходу исполнения к нему присоединяется весьма известный наш сессионный музыкант Лев Кузнецов, и дальше они уже вместе… Даже не подберу правильного глагола – молодежь говорит «отжигают», но сюда это не совсем подходит. Просто видно, как они оба довольны и даже счастливы от того, как у них это все это здорово звучит, и как на их глазах растворяются в их настроении зрители. И пусть зрителей не видно, но уж вопли-то после песни говорят о том, что это так и есть.
Друзья, вам я тоже рекомендую, не особенно вслушиваться и разбирать текст. Это все само обязательно зайдет, причем сразу непосредственно в спинной мозг, в подсознание, и останется там навсегда. А вот просто отдаться песне, именно раствориться в ней, потерявшись ненадолго в пространстве и времени – это для бардовской публики все же редкость. По себе знаю – сразу же автоматически включается анализатор текста и мелодии, башка работает, что-то там щелкает и вырабатывает продукт для обсуждения. Так вот всего этого лучше бы избежать. Скажу честно, я и сам песни Сергея Канашенко научился слушать не сразу, не с первой попытки. Но они мне зато после этого полюбились в разы сильнее.