От знакомства с Луисом Хорхе Борхесом я не ожидал легкого чтения. И все равно оно оказалось сложнее, чем я ожидал. Сложнее, в плане - глубже. Думал, быстренько проглочу тоненький сборник “Алеф”, с которого я решил начать изучение аргентинского писателя, да занесу заметку в свой читательский дневник. Не тут то было. На каждой новелле, на каждом рассказе я надолго зависал в раздумьях. И это очень круто! Пройдусь по сборнику и наверное разобью статью на несколько частей. Читать Борхеса интересно, но трудно, а анализировать его тексты еще труднее.
Сборник "Алеф" открывает рассказ “Бессмертный”. В суть этого коротенького произведения я начал вникать только к концу повествования, а затем сразу же перечитал его. Поразительно, как на таком малом количестве страниц, Борхес смог гармонично уместить огромный пласт истории литературы. Я насчитал более пятнадцати отсылок к различным литературным произведениям, но уверен, что их тут гораздо больше. Разумеется главные из них, это работы Гомера. Похоже пора бы уже основательно засесть за Илиаду и Одиссею, без хорошего знания этих текстов литературу воспринимать становится все сложнее и сложнее.
И так, рассказ Борхеса “Бессмертный” - размышления на тему ценности жизни. Рассказ о том, что только зная о том, что в конце нас ожидает смерть, жизнь обретает смысл и вкус. Исследования на тему природы бесконечности. Получилось сильно и ярко. А еще тут рассказы в рассказе, сломанная четвертая стена да и в целом яркий язык. Слишком насыщенно для такого маленького по объему текста и это делает его большим произведением.
“Мертвый” - короткая новелла о противостоянии старого контрабандиста и молодого выскочки, который стремится занять его место.
“Оталора перед смертью осознает, что его предали с самого начала, что он был заранее приговорен, что ему позволили и любовь и власть, и славу, потому, что уже считали мертвым, потому, что для Бандейры он был уже мертв”
Притча с моралью о том, что не стоит кусать руку, которая тебя кормит.
“Богословы” - в этой новелле у Борхеса раскрывается вся красота метафизики. Количество ссылок на произведения из разных исторических эпох, которые я встретил в “Бессмертном” уже не удивляет меня. Список имен философов и священников из “Богословов” невероятен. Да уж, читать такое до ужаса сложно, но интересно, черт возьми.
“Финал этой истории можно пересказать лишь метафорами, ибо он происходит в Царстве Небесном, где времени не существует.”
Размышления о времени - центральная тема рассказа. В формате спора двух богословов, ссылаясь на диалоги античных философов, изучая мировоззрения разнообразных сект, Хорхе Луис Борхес вникает в природу времени - его течение и цикличность.
Первый богослов - еретик, доказывает, что время циклично и идет по кругу. Все события уже происходили в прошлом и произойдут в будущем. Спорит с ним ортодоксальный теолог, который считает, что время линейно. А в конце, перед Богом они оба оказываются одним и тем же человеком.
Получается спор тут ведется с самим собой. Это идея внутреннего противоборства, самопознания и поиска истины.
Мерседес Бланко - исследовал творчество Борхеса и нашел в Богословах скрытого Ницше и его диалоги с учениками о циклах. Я тоже люблю везде искать Ницше поэтому, идея Бланко мне очень сильно понравилась. Вообще по разору “Богословов” (впрочем, как и по многим другим работам Борхеса) написаны целые талмуды, по объему стократно превышающие само произведение. Рядовому читателю такая аналитика, пожалуй ни к чему. Что-то из новеллы я вынес, текст меня удивил - на этом пока достаточно, едем дальше.
История воина и пленницы.
Рассказ построение на истории варвара и европейской женщины. Оба они выбирают не естественный путь существования: один выбирает жизнь со вчерашним врагом, другая - жизнь в дикой природе. История о сложном поиске, мораль в ней я увидел так: выбирая противоположность, человек избавляется от эгоизма и открывает перед собой новые горизонты своего сложного внутреннего мира.
Биография Тадео Исидоро Круса (1829-1874)
“Судьба любого человека, как бы сложна и длинна она ни была, на деле заключается в одном-единственном мгновении - в том, мгновении, когда человек раз и навсегда узнает кто он”.
Это мистический реализм Борхеса. Выдумана биография, основанная на реальных людях. Впрочем важна тут не сама биография, а один единственный момент в жизни человека. Момент прихода осознания, который полностью меняет представление о мире также, как и сам Борхес меняет представление о реальности. И как же точно и красиво в начала рассказа ложится эпиграф из Уильяма Йетса:
“Искать мне, истощая зренье,
Свой лик до миросотворенья”
Думаю, на этом пока хватит. Автор действительно загрузил меня, в хорошем смысле этого слова. Необходим небольшой перерыв. Обязательно вернусь с продолжением.
Если Вам нравятся мои статьи, подписывайтесь, чтобы не пропустить выход нового материала.