В царствование первого государя новой династии Михаила Романова обитель постепенно восстановили, но истинный "золотой век" для монастыря наступил при его приемнике и сыне царе Алексее Михайловиче, который обогатил обитель огромными земельными и денежными вкладами, выстроил существующий архитектурный ансамбль с необычными для православного монастыря зданиями. Это дворец Царя и палаты царицы. Дворцы были построены в середине XVII века для царя и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской.
В этот период создаются: царские дворец и палаты, Преображенская трапезная церковь с колокольней, братские корпуса. Площадь монастыря увеличивается в несколько раз. Царский дворец представляет собой вытянутое с севера на юг одноэтажное , стоящее на подклети здание, предназначенное для царя и его свиты. Царские покои, окна которых выходили на Соборную площадь, располагались в центральной части. Возможно, при царе Алексее Михайловиче дворец имел деревянный второй этаж. Ныне существующий каменный был возведён по указу царевны Софьи Алексеевны, дочери царя.
В конце XVII века дворец соединяется с Рождественским собором переходом, ведущим в особую царскую молельню (в настоящее время не сохранился). Нарядными деревянными крылечками здание было украшено в 2005-2007 годах. Ныне ничего из старого убранства дворца не сохранилось. В XIX веке на втором этаже располагались покои высочайших особ и лиц высшего духовенства. Здесь останавливались царственные паломники: императоры, императрицы, великие князья и княгини. Сегодня во дворце находятся покои наместника, Саввинские богословские курсы, библиотека, церковные лавки и др. службы.
С другой стороны от Соборной площади раскинулись Царицыны палаты. Они состоят из трёх помещений с отдельными входами, объединяющих ряд клетей, вплотную пристроенных друг к другу. Центральный объём украшен наряднее, чем боковые, крыша над ним чуть приподнята. Так зодчие зрительно выделили более значимые помещения здания.
Особенно привлекательно шатровое крыльцо с орлами над входом - двуглавыми российскими и одноглавым польским, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских. Нельзя не восхищаться этим архитектурным шедевром, который так напоминает средневековый женский головной убор. Царицыным палатам присущи декоративность, праздничность, нарядность - основные черты зодчества XVII столетия.
Ныне в палатах расположены экспозиции и выставки Звенигородского музея, который частично располагается на территории монастыря. К Царицыным палатам вплотную примыкает церковь Живоначальной Троицы, которая была домовым храмом государыни. Эта надвратная церковь одна из первых построек XVII века, в середине которого была разобрана древняя церковь преподобного Сергия Радонежского, а престол был перенесён во вновь построенную.
1 декабря 1651 года надвратная церковь была освящена во имя преподобного Сергия. Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа "восьмерик на четверике": в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону. В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной).
Возле стен трапезной на специальной подставке лежит нижняя часть языка Большого Благовестного колокола, отлитого в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича мастером Александром Григорьевым. Весил колокол 2125 пудов 30 гривенок (35 тонн). В историю вошёл как один из самых благозвучных колоколов России. В 1941 году колокол погиб. Сейчас на его месте 35-тонный колокол, отлитый в 2003 году в Воронеже.
В 1857 году с северной стороны пристроен предел во имя четырёх Московских Святителей (позже разобран). В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия. Под Троицкой церковью устроен парадный вход в обитель. Этот вход проходит под алтарём Троицкого храма, поэтому называется Святым.
Росписи Святого входа напоминают нам об основных вехах в истории монашества. Входящего в монастырь через Красную башню встречали образы преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Феодосия и Антония Печерских, написанные под абсидой Троицкого храма.
Затем взгляд, поднимающегося на Соборную площадь человека падает на образы двух новгородских святых XII столетия: преподобных Варлаамия Хутынского и Нифонта Новгородского. Внутренняя часть следующей арки заполнена изображениями иноков, духовно связанных с преподобным Сергием Радонежским, и являющимися основателями монастырей в Вологодских пределах. Хронологически ряд иноков завершает фигура преподобного Иосифа Волоцкого. Следующая группа состоит из изображений четырёх монахов - по два с каждой стороны.
Продолжение следует... . Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.