Найти в Дзене
О Москве нескучно

Троллейбусный маршрут, по которому скучают многие москвичи

Оглавление

Когда появился этот маршрут и где он изначально ходил? Как менялась трасса его следования в первые годы существования? Правда ли, что на этой линии ездили двухэтажные троллейбусы? Когда сформировался всем хорошо знакомый маршрут? А также - почему в 1990-х трасса следования постоянно менялась? И по каким причинам в итоге троллейбус вообще отменили? Об этом и не только расскажу сегодня.

Второй в Москве

Троллейбусное движение в Москве прекратилось в августе 2020 года. Большинство маршрутов заменили обыкновенными автобусами. Но на какие-то вышли электробусы. Остался лишь один музейный троллейбус "Т". Он ходит по кольцевой трассе от Казанского вокзала через Краснопрудную, Нижнюю Красносельскую, Спартаковскую и Новорязанскую улицы. Но мы с вами сегодня поговорим про другой маршрут. Его до сих пор вспоминают многие люди, которые жили в советской Москве. Речь про троллейбус №2. Наверное, большинство знает именно такой его маршрут: "Ул. Генерала Ермолова - Площадь Ногина".

Троллейбус №2 на Новом Арбате (проспекте Калинина) около метро "Арбатская", 1972. Автор фото: Б.Е. Кавашкин. С сайта www.pastvu.com.
Троллейбус №2 на Новом Арбате (проспекте Калинина) около метро "Арбатская", 1972. Автор фото: Б.Е. Кавашкин. С сайта www.pastvu.com.

История "двойки" началась ещё в 1934 году. Вообще это был второй маршрут московского троллейбуса, если смотреть с точки зрения хронологии. Новый вид транспорта начал ездить в столице в ноябре 1933 года. Трасса пролегала от Белорусского вокзала по Ленинградскому шоссе до Окружной железной дороги. В январе 1934 линию продлили в центр - до площади Революции. В декабре того же года появился новый маршрут. Троллейбус №2 следовал от Дорогомиловской заставы до площади Революции через такие улицы, как Смоленская, Арбат, Воздвиженка и Манежная.

Троллейбус №2 около Большого театра, 1934-1935. С сайта www.pastvu.com.
Троллейбус №2 около Большого театра, 1934-1935. С сайта www.pastvu.com.

В 1935 году маршрут продлили. Теперь троллейбусы ездили до Рижского вокзала через Петровку, Садовое кольцо и 1-ю Мещанскую улицу (проспект Мира). Постепенно "двойка" становилась всё протяжённее. Уже в 1937-м она стала ходить до Кутузовской слободы. Это примерно там, где современный одноимённый проспект пересекает линия МЦК. Спустя два года трассу троллейбуса удлинили ещё больше - аж до нынешнего северного входа на ВДНХ. Теперь маршрут проходил не через Петровку и Садовое, а по улицам Кузнецкий мост и Сретенка.

Любимый многими

Кстати, в конце 1930-х на маршруте стали использовать очень интересные двухэтажные троллейбусы. Почему они в итоге в Москве не прижились, вы сможете прочитать в другой моей статье. Ссылку на неё оставлю в конце этого материала. Следующие два десятилетия "двойка" постоянно чередовала одну из своих конечных остановок. То ходила до Рижского вокзала, то до ВДНХ, то снова лишь до железнодорожной станции около Крестовского путепровода.

В 1958 году 2-й маршрут продлили аж до гостиницы "Турист" на Сельскохозяйственной улице. Спустя 5 лет снова изменилась трасса следования. Троллейбус перестал ездить по Арбату, потому что параллельно ввели в строй новую магистраль - проспект Калинина (Новый Арбат). По той же причине "двойка" пропала и с Большой Дорогомиловской. Она теперь стала ездить исключительно по Кутузовскому проспекту. Ну а в 1964 году троллейбус №2 начал ходить от улицы Генерала Ермолова (около нынешней станции метро "Парк Победы") до Тверской (Горького).

Правда такой маршрут сохранялся недолго. В том же году его продлили до современной Славянской площади. В то время она носила имя в честь партийного деятеля Виктора Ногина. Трасса следования оставалась неизменной на протяжении 28 лет. Именно её и запомнили большинство москвичей, которые тогда жили в столице или же просто приезжали сюда. Маршрут был довольно удобным, потому что ехал по многим главным улицам города. Кроме того, на нём можно было добраться максимально близко до Александровского сада, Кремля и других центральных мест. В середине 1960-х ещё не было многих станций метро в центре города. Например, Калужско-Рижской или Таганско-Краснопресненской линий.

Попробуй сориентироваться

В 1990-х годах началась настоящая неразбериха с маршрутом №2. Его трассу следования за это время поменяли аж целых шесть раз. В декабре 1992 троллейбус начал ездить до Красной площади только через Моховую улицу, Театральный и Китайгородский проезды. Таким образом, прекратилось движение троллейбусов на Манежной площади и улице, а также площади Революции. Спустя 7 месяцев маршруту почти вернули трассу следования образца 1964 года. Но уже через 30 дней линия снова претерпела кардинальные изменения.

На Воздвиженке сняли контактную сеть в сторону центра, поэтому троллейбус после Нового Арбата стал поворачивать на Гоголевский бульвар и следовал до Пречистенской набережной. Потом оказывался на Всехсвятском проезде. Через него уже попадал на Волхонку. А далее следовал по привычному маршруту до метро "Китай-город". Но и это длилось недолго. В ноября 1994 года троллейбусные провода в том самом Всехсвятском проезде сняли. Из-за этого маршрут вообще пришлось отменять почти на два месяца.

Наконец, в 1997 году троллейбус №2 наконец-то получил постоянный маршрут "Фили - метро "Китай-город". После Нового Арбата выглядел он так. При движении к метро "Китай-город" троллейбус поворачивал на Гоголевский бульвар, потом ехал до Пречистенской набережной, затем через Боровицкую площадь на Моховую улицу и далее до конечного пункта. Обратно: через Китайгородский проезд, Москворецкую и Кремлёвскую набережную. Потом попадал на Моховую и Воздвиженку. А там уже по Новому Арбату в сторону Филей.

Такая трасса следования была до ноября 2015 года. Потом линию сократили до Александровского сада. То есть после того, как троллейбус попадал на Моховую улицу, он уже не ехал в сторону Тверской, а сворачивал на Воздвиженку и следовал обратно до Филей. Окончательно маршрут отменили в начале мая 2016 года. Причина в снятии контактной сети на Бульварном кольце, Моховой и Воздвиженке.

Статья о двухэтажных троллейбусах в советской Москве:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!