В любой сфере развлечений используются жанры, чтобы помочь людям понять, какой будет игра, фильм или песня, прежде чем испытать ее. В море почти безграничного контента это необходимо для того, чтобы людям было легче найти то, что их интересует, и избежать того, что им не нравится. Однако жанры также должны быть достаточно широкими, чтобы оставаться полезными, а это значит, что большинство вещей не могут идеально вписаться в какую-то одну коробку. С играми дело обстоит еще сложнее, поскольку жанры могут описывать не только тон и целевую аудиторию, но и то, как игра делается. Это привело к появлению целого ряда новых жанров и поджанров, относящихся исключительно к играм, которые могут запутать. Мы рассмотрим наиболее известные жанры видеоигр, а также некоторые поджанры внутри них, чтобы объяснить, что они собой представляют, и привести несколько примеров.
Хотя мы постараемся сделать все возможное, чтобы упорядочить игры и жанры логическим образом, это все же субъективная практика.
Action
Экшен - это самый широкий жанр среди игр, и, как правило, он является элементом большинства других жанров. К экшенам относятся все игры, в которых управляемый игроком персонаж участвует в боях с противниками. Это могут быть мечи, кулаки, магия или что-то еще. В игре может присутствовать сюжет, но он, как правило, вторичен по отношению к моментальному игровому процессу. В качестве примера можно привести Devil May Cry, Dead Cells, Bloodborne, Spider-Man, Street Fighter и Ninja Gaiden.
Слово «экшен» можно приклеить к любому другому жанру, и у вас получится полноценный поджанр, но в качестве примера можно привести приключенческие экшены, файтинги, экшены с персонажами, аркадные экшены и экшен-РПГ.
Приключения
Технически приключенческая игра может быть самым старым жанром видеоигр. Изначально он использовался для определения очень специфического типа игр, но теперь, по мере развития жанра, стал таким же широким, как и экшен. В самом общем виде приключенческие игры пытаются погрузить вас в мир или повествование, где действие либо второстепенно, либо вообще отсутствует. Первыми примерами были текстовые приключения, за ними последовали игры в жанре point-and-click. Приключения не обязательно должны иметь большой мир, хотя и могут, и, как правило, предоставляют игроку большую свободу в том, как он исследует или взаимодействует с миром. В качестве примера можно привести The Legend of Zelda: Breath of the Wild/ Tears of the Kingdom, Myst, Until Dawn, Metroid и Red Dead Redemption.
В категории приключений существует множество поджанров. Мы по-прежнему имеем дело с оригинальными текстовыми приключениями, но есть и более новые итерации, такие как визуальные новеллы и интерактивные фильмы. В зависимости от игры сюда можно отнести и метроидванию, и хоррор, и игры с открытым миром. Опять же, можно утверждать, что большинство игр технически можно отнести к жанру приключений.
Платформер
Первый жанр, о котором мы расскажем, названный в честь механики, - один из старейших в индустрии: платформеры. Смысл этих игр заключается в том, чтобы предоставить игроку виртуальную полосу препятствий, которую он должен преодолеть, как правило, с помощью прыжков, но не всегда. Платформеры могут быть уровневыми или с открытым миром, но суть в том, что механика сосредоточена вокруг способности игрока перемещаться в пространстве. Вы уже догадались, что в этот лагерь попадают игры про Марио, но есть и другие примеры: Селеста, Донки Конг, Кирби, Мега Ман, Рэтчет и Кланк и Соник.
Платформеры немного более строги в плане того, что считать платформером, но многие игры все равно будут включать в себя элементы платформера. Основными поджанрами здесь являются экшен-платформеры, Metroidvania, 2D- и 3D-платформеры, а также автобегалки.
Головоломки
Игры-головоломки - это испытание ваших мозговых способностей. В таких играх весь ваш прогресс зависит от понимания и изучения механики решения головоломки, как правило, без особой опасности для вашего персонажа или необходимости выполнять точные действия. В некоторых играх может быть ограничение по времени, ограниченное количество ходов или даже задача решить головоломки раньше соперника. Вы можете даже не играть за персонажа в игре-головоломке, а просто быть самим собой, взаимодействуя с игрой, как с головоломкой в реальной жизни. Головоломки могут быть как простыми играми, основанными на существующих форматах головоломок, таких как судоку и кроссворды, так и такими, которые могут существовать только в виде игр, как Fez, SpaceChem, Portal и Baba is You.
Поджанры головоломок включают в себя логические головоломки, физические головоломки, игры со скрытыми объектами, головоломки-платформеры, логические игры и многое другое.
Ролевая игра
В наши дни множество игр содержат элементы RPG, но не все игры являются RPG. Этот жанр берет свое начало от игр, пытающихся повторить Dungeons & Dragons, и в основном их объединяет то, что игрок воплощает в себе персонажа, сила или способности которого растут по ходу приключения. Это может происходить за счет XP и уровней, а также за счет поиска нового снаряжения и экипировки. Вы можете создать своего собственного персонажа, где вы вольны строить его игровой стиль и личность так, как вам нравится, или воплотить заданного персонажа. Некоторые игры даже позволяют вам управлять несколькими персонажами, но суть в основном сводится к определенной форме развития персонажа. В качестве примера можно привести Baldur's Gate 3, Final Fantasy, Like a Dragon, Dragon Quest, Skyrim, Fallout и практически все MMO.
Поджанры ролевых игр включают в себя экшен-РПГ, MMORPG, тактические РПГ, пошаговые РПГ, РПГ с открытым миром и другие.
Стратегия
Стратегические игры, которые не следует путать с головоломками, обычно связаны с управлением одним или несколькими отрядами для достижения какой-то цели или разгрома вражеских сил. Бои не обязательны, но, как и следовало ожидать, являются общей темой. Они могут быть пошаговыми или в реальном времени и обычно играются либо с видом от третьего лица, либо с изометрической точкой зрения, либо, что наиболее распространено, с очень высокой точки зрения. В качестве примера можно привести Civilization, XCOM, Sim City, Starcraft и Fire Emblem. Обратите внимание, что существует множество способов сделать стратегическую игру, которая не ограничивается простым перемещением юнитов. Такие игры, как Frostpunk, могут быть больше об управлении сложными системами, чем о непосредственном контроле над людьми.
Существует множество поджанров стратегий, но наиболее заметными являются 4X, RTS, гранд-стратегии, пошаговые тактические игры и tower defense.
Шутер
Шутеры, возможно, когда-то и входили в жанр экшенов, но сейчас они стали настолько масштабными и создали достаточно поджанров, чтобы стать самостоятельным жанром. Неважно, от первого или от третьего лица, в шутерах главное - стрелять. Как правило, основным оружием в таких играх являются пистолеты, но в них также могут использоваться луки, магия и любые другие снаряды. Несомненно, вам известны такие известные шутеры, как Doom, Halo, Call of Duty, Gears of War и Counter-Strike.
Основными поджанрами шутеров являются игры от первого и третьего лица, но есть также тактические шутеры, шутеры про героев, шутеры-стрелялки, шутеры про мародеров, шутеры про добычу и даже игры со световым оружием.
Спорт
Если в реальном мире существует какой-либо вид спорта, то, скорее всего, есть и его видеоигровая версия. Это самый простой для понимания жанр, так как игры в основном являются лишь переводом реальной деятельности. Тем не менее, существует множество игр, которые придумывают свои собственные виды спорта или привносят новые нотки в уже существующие. Это и Maddens, и FIFA, и NBA 2K, и NHL, а также Mario Golf и Kart.
Технически, каждый отдельный вид спорта - это поджанр под общим знаменем спорта. Это и футбол, и хоккей, и гонки, и любые аркадные или симуляционные версии.
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!
Вы также можете читать меня в:
- Telegram: https://t.me/gergenshin
- Яндекс Дзен: https://dzen.ru/gergen
- Официальный сайт: https://www-genshin.ru