Найти в Дзене
ВТБ Страна

Романтизм, романтика, романика — как не запутаться?

Оглавление

Романтизм, романтика и романика — эти слова отличаются только несколькими буквами, а вот их смысл… На этот раз разобраться в почти идентичных терминах нам поможет творчество Карла Брюллова — в этом году мир отмечает 225 лет со дня рождения великого художника. Выясним, как мастер связан с этими понятиями и почему романтизм ему ближе прочих.

Романтизм

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 год, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Романтизм — это направление в искусстве, зародившееся в конце 18 века в Германии. Термин пришел в русскую культуру из французского: он восходит к слову roman («роман») — жанру стихотворного или прозаического рыцарского романа. Главная особенность романтизма — преобладание чувств над разумом. Новое направление сопротивлялось сдержанной и рациональной красоте классицизма, в котором человек не имел право на естественные эмоциональные порывы. Романтический герой — это всегда бунтарь, непонятый миром. Он с храбростью бросается навстречу бешеной стихии, всему обществу или даже мистическому злу, подобно средневековому рыцарю.

В русской живописи ярким представителем романтизма стал Карл Брюллов. Его ранние работы типичны для классицизма — античные сюжеты, героический пафос, строгие пропорции: такому подходу его и других художников начала 19 века обучали в Академии художеств. Но со временем на портретах Брюллова люди стали меньше походить на мраморные статуи, а пейзаж из фона превратился в самостоятельную часть картины. Так в его творчество проникал романтизм.

Легендарный «Последний день Помпеи» Брюллова превратил романтизм в России в зрелищный и торжествующий стиль. Художник выбрал античный сюжет, но реальный, а не мифический. На сложном многофигурном полотне он проработал трагедию каждого героя: дети, спасающие старого отца, молодой мужчина, не желающий оставлять слабеющую мать, христианский священник, просящий гибнущих уверовать. В глазах героев ужас надвигающейся смерти, но они прекрасны, потому что честны и свободны в своих эмоциях. Это и есть философия романтизма.

Также живопись романтизма представлена в творчестве Каспара Давида Фридриха, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи, Уильяма Тёрнера, Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского. Романтизм проявился и в литературе — в произведениях братьев Гримм, Эрнста Теодора Гофмана, Джорджа Байрона, Василия Жуковского, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

Романтика

Карл Брюллов. «Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», не позднее 1842 года, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Карл Брюллов. «Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», не позднее 1842 года, Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Слово «романтика» скорее философское, чем искусствоведческое. Это возвышенное мироощущение, собранное из различных положительных эмоций, чувств и идей. Романтика — это жизненный оптимизм, создающий яркие дни, противопоставленные серым будням. Романтика — те самые розовые очки, которые делают мир ярче. Александр Пушкин писал по этому поводу в «Евгении Онегине»:

«Он был любим... по крайней мере,

Так думал он, и был счастлив».

Романтиком называют не только человека, который готовит ужин при свечах и покупает пирожные, отправляясь на свидание. Представители романтизма в искусстве — тоже романтики. А в литературе этого направления даже есть тип романтического героя. Это не всегда влюбленный до безумства молодой человек. Это персонаж, которому свойственно свободолюбие, постоянное стремление к идеалу и чувство одиночества в толпе. Такие герои живут на страницах литературы романтизма, их примеры знакомы нам со школьной скамьи: Ленский из «Евгения Онегина» Александра Пушкина и Чацкий из «Горя от ума» Александра Грибоедова. Эти персонажи влюблены не всегда. А если любовь в их судьбе возникает, часто она не ведет к счастью.

Закрепим информацию, обратившись к биографии нашего проводника. В творчестве Карла Брюллова много романтизма, а в его личной жизни — романтики. Главной музой художника стала графиня Юлия Самойлова — дама взбалмошная, темпераментная, почти скандальная. Только в «Последнем дне Помпеи» Брюллов изобразил ее трижды: девушка с вазой на голове, мать, спасающая дочерей, и женщина с младенцем на руках. Помимо этого влюбленный мастер неоднократно писал портреты Самойловой. Роман их вряд ли мог вылиться в брак: чтобы создать семью, Брюллов нашел другую девушку — спокойную и покладистую Эмилию Тимм, но счастливого брака у них не вышло. А Самойлова, будучи официально разведенной графиней, нашла себе нового спутника — певца-итальянца моложе ее на 20 лет.

Романика

Уильям Тёрнер. «Лондонский тауэр», 1831 год, Тейт Британия, Лондон © Public domain
Уильям Тёрнер. «Лондонский тауэр», 1831 год, Тейт Британия, Лондон © Public domain

Романский стиль (романика) — это западноевропейский художественный стиль 11–13 веков. Ярче прочего он проявился в архитектуре. Термин неслучайно образован от латинского romanus — римский: в основу романского стиля легла древнеримская архитектура. Отсюда в романике круглые арки и каменные своды. Постройкам в том стиле также свойственны массивные толстые стены и маленькие окна. Даже по такому краткому описанию ясно, что самой популярной постройкой романского стиля были рыцарские замки и монастырские комплексы, огромные настолько, что проще в них было потеряться, чем найти выход. Большое количество романских строений сохранилось в Западной Европе: в Англии, Германии и Франции. Например, немецкое Лаахское аббатство, лондонский Тауэр, Пизанская башня.

Понятие «романика» связано с европейским Средневековьем — далековато от Карла Брюллова. Поэтому искать отражение романской архитектуры на его полотнах не стоит. Хотя в Европе художник бывал. В 1822 году он вместе с братом Александром отправился в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. По дороге Брюлловы посетили Ригу, Дрезден, Берлин и Мюнхен.

Погрузиться в русский живописный романтизм и творчество Карла Брюллова можно будет на юбилейной выставке мастера в Русском музее. Ее открытие запланировано на осень 2024 года. А познакомиться ближе с истоками романтизма можно будет на выставке «Каспар Давид Фридрих и Россия. К 250-летнему юбилею Каспара Давида Фридриха», которая откроется в декабре 2024 года в Эрмитаже. В собрании музея находится одна из лучших коллекций художника за пределами Германии: девять картин, приобретенные императором Николаем I по предложению его жены Александры Федоровны. С Россией и русским романтизмом Каспара Давида Фридриха связывала также дружба с Василием Жуковским. Обе выставки готовятся при поддержке банка ВТБ.