В 1867 году Россия продала Северо-Американским Соединённым Штатам территории Русской Америки на Аляске и южнее — вплоть до острова с фортом Росс всего в 700 км от Лос-Анджелеса, Калифорния.
Логика канцлера князя Александра Михайловича Горчакова и правившего тогда императора Александра Второго понятна. Они предпочли получить деньги, а не войну на другом континенте, где у России не было ни сильного флота, ни сухопутных вооружённых сил, достаточных для ведения широкомасштабных боевых действий...
...а воевать было за что, кроме собственно территорий с богатейшими рыболовными и охотничьими угодьями. Вскоре на Аляске, а особенно к западу — на землях современной Канады, в бассейне реки Клондайк, — местные охотники обнаружили промышленные залежи золота.
В 1897 году началась так называемая "золотая лихорадка". На Клондайк ринулись желающие быстро разбогатеть и готовые для этого потрудиться. Золотоискатели были пёстрой толпой из крестьян, рабочих, отставных военных, люмпенов, интеллигенции, беглых преступников... Они представляли всю палитру тогдашнего североамериканского общества. Само собой, за золотом отправлялись мужчины, оставляя семьи дожидаться скорого богатства.
Увы, надежды подавляющего большинства охотников за удачей не сбылись. Немногие могли представить себе предстоящие трудности, ещё меньше было способных эти трудности преодолеть. Статистическая картина "золотой лихорадки" выглядела так:
— 1'000'000 человек оформили лицензию на поиски золота;
— 100'000 человек действительно отправились на Клондайк;
— 60'000 человек повернули назад, не достигнув Клондайка, или погибли в пути;
— 40'000 человек прибыли добрались в городок Доусон у истоков Клондайка и оформили заявки на разработку золотоносных участков;
— 4'000 человек сумели найти золото.
Счастливчиков оказалось 0.4% от общего числа заболевших "золотой лихорадкой", 4% от числа совершивших попытку разбогатеть и 10% от числа приступивших к работе.
Это распределение стоит учитывать при занятии любым делом — от бизнеса до литературы. Кстати, писателей вдохновляла тема "золотой лихорадки": о ней писали Джек Лондон, Брет Гарт, Жюль Верн, Джеймс Кервуд, Роберт Сервис, Луи Рукетт и многие другие. Кинофильмам и сериалам о событиях на Клондайке тоже нет числа.
Интересная история о современном наследии массового психоза конца XIX века есть в книге "Антиокучинг. Как НЕ НАДО писать":
В 1981 году в баре Sourdough Saloon, что на углу Квин-стрит и Второй авеню канадского города Доусон, подгулявший шахтёр выпил очередную порцию рома и проглотил большой палец человеческой ноги, который плавал в напитке. [...]
История уходит корнями в 1920-е годы. Торговец ромом Луи Линкен вёз в Доусон свой товар, попал в снежную бурю и отморозил пальцы на ногах. Спасая Луи от гангрены, его спутник, родственник и бизнес-партнёр Отто Линкен охотничьим ножом ампутировал пальцы. Их заспиртовали в бутылке рома.
Жутковатый сувенир передавался по наследству в течение полувека. К началу 1980-х им завладел хозяин бара Sourdough Saloon, капитан Дик Стивенсон — гений маркетинга. Он превратил пальцы, пропитанные ромом пятидесятилетней выдержки, в главный ингредиент фирменного коктейля и придумал особый ритуал. Тот, кто заказал коктейль с пальцем, должен был выпить ром, а палец подержать во рту и вернуть бармену.
Желающих оказалось неожиданно много, бар стал местной достопримечательностью, коктейль шёл нарасхват. Пьяный шахтёр, который проглотил палец в 1981-м, просто немного перестарался.
С тех пор в баре действует упрощённый ритуал. Заказавшему фирменный коктейль достаточно коснуться губами пальца, плавающего в роме: держать его во рту не надо. И всё же восемь из десяти пальцев Луи Линкена постепенно были проглочены или украдены посетителями. Не спас даже штраф — пятьсот долларов. Завсегдатаи бара помнят, как в 2013 году нахальный гость выпил коктейль, демонстративно проглотил палец и без возражений уплатил пять сотен. Хозяин увеличил штраф до двух с половиной тысяч, и на последние два пальца больше никто не покушался.
Впрочем, ходят слухи, что настоящих пальцев Линкена уже не осталось и бармен подкладывает в коктейль чьи-то чужие пальцы, а ещё — что эти пальцы жертвуют члены клуба, состоящего из отведавших Sourtoe Cocktail и таким образом прошедших посвящение. Так или иначе каждый, кто выпил фирменный коктейль, получает клубный сертификат.
Похоже, за минувшие больше чем сто лет люди в тех краях не сильно изменились. А на снимке, сделанном в 1897 году, — очередь больных "золотой лихорадкой", которые желают оформить лицензию на добычу золота.