Прям углубляться во все существующие методики я не буду, они более или менее всем известны (или легко гуглятся). Обычно все статьи и описания методик заканчиваются выводом, что все методики устарели и неэффективны, кроме коммуникативной. Вот она топчик и супер, и гарантия всему. Самые продвинутые интернет-заметки говорят нам о том, что ну так и быть, позволим разбавить чисто коммуникативную методику чем-нибудь еще (на самом деле, мало кто дает язык по чистой коммуникативной методике).
Что в основном выделяют, когда говорят о коммуникативной методике:
- запрет на использование родного языка на уроках, преподаватель может даже плясать, но нибайбох скажет хоть слово на родном языке (и не важно, что ученики уже 5-й урок ничего не понимают, застряли и теряют уверенность в себе);
- занятия преимущественно в группах (даже если группа собрана криво и всем друг с другом некомфортно, а еще у всех разные цели);
- разбор и разыгрывание ситуаций (как будто можно разыграть жизнь в учебной нетеатральной группе взрослых усталых бухгалтеров и менеджеров среднего звена, разве что про вечную усталость и тупое начальство);
- разговоры с первого урока (о чем? я серьезно! - soy Nastia, soy rusa, soy de Petersburgo - вот и поговорили; не путать с отработкой повседневных фраз и лексики!);
- минимум внимания грамматике (допустим, на начальных уровнях можно, но если бы это также работало где-нибудь на С-уровнях, горестный вздох).
Есть еще и другие пункты, но суть, думаю, всем понятна: поместить ученика в некий языковой аквариум имитирующий среду и надеяться, что ученик быстро научится плавать. С некоторыми действительно срабатывает.
Однако, любую методику можно расписать так, чтобы она смотрелась круто и как будто бы была способна решить все наши проблемы (не только языковые). Но можно также и опустить (как сделала я в скобках). Почему так? Потому что любая самая крутая и передовая методика (а коммуникативной методике на минуточку уже лет 50-60) ломается, когда дело доходит до конкретного человека с его успешным или провальным опытом языкового обучения, жизненными обстоятельствами, а также с его конкретной целью изучения языка.
Я считаю, что в 2024 году должно быть стыдно объявлять какую-то методику самой лучшей и эффективной и дальше натягивать ее на всех учеников, даже если она на них не лезет. В 2024 году должно быть в порядке вещей подбирать под конкретного ученика ту методику, которая позволит ему быстрее и эффективнее (т.е. с наименьшими затратами денег и времени) достичь нужных целей.
Если человеку нужно просто уметь быстро читать инструкции к немецкому оборудованию, на кой черт ему коммуникативная методика? Если кто-то ходит на курсы итальянского, потому что ему прикольно так проводить свое свободное время, то и отлично, пусть ходит и не надо его стращать достигаторством и портить человеку жизнь, ему и так хорошо.
Т.е. конкретному человеку с его конкретным запросом могут зайти и обычные языковые курсы, и курсы с носителем, и индивидуальные занятия с преподавателем, и что угодно, лишь бы было правильно подобрано.
К сожалению, мало кто так работает из школ и преподавателей, и это прям грустно (сама столкнулась, когда пыталась найти преподавателя под свой запрос). К уровню владения языком это отношения не имеет, можно быть увешанным дипломами, сертификатами, зарубежными практиками, но не уметь работать с конкретными запросами. И совсем уж высший пилотаж: уметь распознавать запросы, потому что иногда сам ученик этого не может сделать. Можно было бы ученика поругать за то, что он не понимает своих целей, но когда в инвестиционную аналитику, в которой я работаю, приходят инвесторы с миллионами нерублей, никто из консультантов не говорит им “сначала определитесь, а потом приходите”, все силы бросают на то, чтобы понять, чего же реально хочет этот клиент. С языком в частности (и обучением в целом) такого пока почти не происходит (почти, потому что иногда некоторым все-таки везет, или их запросы совпадают с представлениями преподавателей/школ об обучении).
Собственно, это было объяснение того, почему я оказалась там, где оказалась (про проблемы инвестаналитики я поною как-нибудь потом в будущем): поскольку никто не может решить мои проблемы, придется на собственном опыте учиться самой и учить других, как работать с языковыми запросами.
В следующий раз я покажу все это на примерах, которые вы мне накидали.