Найти тему
Исторический понедельник

Почему Китай может никогда не догнать США в развитии, и какие причины этому имеются?

Вопреки распространенному мнению, Китай вряд ли имеет какие-то шансы не только обогнать США по экономическому развитию, но и просто догнать его по этому важному параметру. Причины этого кроются в нескольких важных факторах, которые рассматриваются ниже.

США и Китай. Кто кого?
США и Китай. Кто кого?

Мало кто сомневается в том, что Китай – настолько мощная в экономическом плане держава, что скоро догонит и обгонит США во всех областях, каких только можно. Европу Китай давно обогнал, а о России речь не идет, потому что это совсем другой мир, и реалии его положения на мировой арене надо рассматривать отдельно.

Итак, Китай обогнал весь остальной мир, кроме США, и скоро станет вообще гегемоном.

Но при этом никто не хочет отвечать на вопрос – а за какие такие коврижки Китай станет гегемоном, если весь высокотехнологичный продукт идет не из Китая в остальной мир, а наоборот?

Вы слышали что-то о каких-то китайских технологических изобретениях? Никто не слышал, но любители Поднебесной почему-то считают, что не просто слышали, но и знают. Только одни не знают, что в Космос китайцы летают на старых советских ракетах, атомную энергию добывают с помощью французских и российских реакторов, парк китайский гражданской авиации состоит из «боингов» и «эйрбасов», а на корабли ставятся немецкие дизельные двигатели.

Мало того, Китай имеет советские авианосцы, советские танки (опять-таки на немецких дизелях) и советскую военную авиацию. Ну, это и ясно, потому что Запад Китаю военные технологии не дает, а где же их брать тогда, как не у своего ближайшего соседа?

Интересно, что даже все небоскребы в Пекине, Шанхае и других китайских мегаполисах, которыми так гордятся китайцы, были построены иностранцами. Они что, сами не могут их построить?

Ну ладно, об этом всем мной уже писано-переписано в предыдущих публикациях (ссылки ниже), а теперь давайте рассмотрим вопрос – в чем же Китай обгонит США, если у него нет своих технологий, на которых обычно сильных конкурентов в нашем мире только и можно обогнать?

Я думаю, что китайская электроника, которая заполонила сегодня весь мир, такая же китайская, как и нефть - саудовская, на которой сделали свои деньги саудовские короли. Если бы не западные нефтяники и технологии, то арабы и сегодня продолжали бы жить на верблюдах в пустыне, как и их предки тысячи лет до этого. Если бы китайцам не привезли исходники для производства «китайской» электроники, которая первоначально была изобретена где-то в Германии и доработана в Америке, то занимались бы сейчас китайцы по-прежнему сеянием риса, обжигом фарфора и производством шелковых халатов, которые в мире никому не нужны. Может, кто не знает, но в остальном мире и своего риса, и фарфора, и шелка хватает с огромным переизбытком.

А занимается сейчас Китай производством того, что в мире производить невыгодно из-за необходимости высокой оплаты труда. Например, не только электронику, но и гипсокартон с пляжными тапочками.

Хочу привести своим читателям иллюстрацию, которая показывает, что путь, которым сегодня идет Китай, уже был проделан в относительно недавнем прошлом еще одной страной мира, числящейся в разряде «третьесортных». Но было время, когда она так же, как и Китай, чуть не выбилась в разряд мировых лидеров, если не опередив Америку и прочий Запад, но сильно потеснив их. Но не получилось. «Золотой век» этой державы продлился недолго – всего несколько лет, а потом всё пошло наперекосяк, и государство снова обрушилось в бездну нищеты.

Название этой страны – Аргентина, и я приведу выдержку из одной книги, неважно что это за книга, не хочу рекламировать. Если кто хочет найти источник – легко его найдет по прилагаемому ниже отрывку текста. Речь в этом тексте идет о военных годах во время Второй Мировой войны 1939-1945 гг.

«...Все военные годы в Аргентине и до сих пор вполне справедливо считают «аргентинским золотым веком». Мир за океаном, втянутый в кошмарную войну, голодал и протягивал руки, прося аргентинского мяса, пшеницы, кукурузы, кожи, льняного масла...
«Боже милостливый, пусть война НИКОГДА не кончится!» - молились дельцы и прилагали все усилия к тому, чтобы правительство как можно дольше оставалось нейтральным.
За несметные дары аргентинского солнца и плодородной пампы обе воюющие стороны платили такую цену, которая не снилась никому из промышленников за все годы существования аргентинской экономики. Достаточно привести только один такой факт: до войны импортеры аргентинского хлопка платили по 80 песо за тонну «белого золота», и это считалось просто прекрасно. В 1941-м году цена этой же тонны перевалила уже за 580 песо, причем ни о какой девальвации аргентинских денег речь не шла - за время войны песо укрепился настолько, что ему мог бы позавидовать и всеразрушающий североамериканский доллар...
...Эту игру - и вашим и нашим, - правительство президента Эдельмиро Фаррела смогло дотянуть до самого 27 марта 1945 года, когда под давлением Соединенных Штатов Америки оно наконец объявило войну Японии и Германии. Никогда за всю историю Аргентины платёжный баланс страны не был в таком благополучном состоянии, как во время войны - в бюджете даже появилось активное сальдо, быстро увеличивающееся и составившее к концу войны почти три миллиарда долларов.
Впервые в истории страны прекратились забастовки и всяческие бунты городской и сельской бедноты. Это не значило, конечно, что бедноты вообще не стало, но то, что каждый житель страны получил наконец свой кусок хлеба и мяса - это было бесспорным и очевидным любому скептику...
Власть президента в стране за первый год войны здорово укрепилась, что позволило президенту объявить свою собственную войну (неофициальную, правда) английским компаниям, без всякого преувеличения оккупировавшим за более чем столетие независимости Аргентины всю аргентинскую промышленность и транспорт. В самый короткий срок были выкуплены практически все железные дороги, при этом правительство не постеснялось применить к завязшим в разорительной для себя второй мировой войне британцам самое натуральное «выкручивание рук». Англичане сдавали все свои позиции буквально без боя.
К сорок третьему году процесс национализации шёл полным ходом, что позволило аргентинцам считать себя независимыми от мирового сообщества сверх всякой меры. Благодаря небывалому доселе количеству собственных денег экономика Аргентины стала развиваться быстрыми темпами. Как по мановению волшебной палочки в диких прежде районах стали появляться суперсовременные заводы и фабрики, все основные морские порты и транспортные узлы прошли срочную модернизацию и значительно расширили свои пропускные способности.
Да, это на самом деле был поистине ЗОЛОТОЙ ВЕК, и прекрасно понимая, что с окончанием войны все это может запросто кончиться, президент постарался как можно больше средств вложить в краткосрочные планы дальнейшего укрепления экономики».

Короче, как только отгремела Вторая Мировая и появились новые правила экономических игр между государствами, для Аргентины весь этот ЗОЛОТОЙ ВЕК закончился очень плохо. Все заработанные на войне миллиарды были профуканы в мгновение ока, и государство не осталось даже «при своих». Пошла череда нестабильности, военных переворотов, и Аргентину спасло от полного краха только грязное гитлеровское золото, которое в огромных количествах влили в экономику страны бежавшие из Европы нацисты.

Ну и что сегодня собой представляет Аргентина? Типичная «страна третьего мира», которая когда-то заработала огромные деньги на потребностях воюющих сторон, но как только миропорядок изменился, то всё вернулось на круги своя. И ни о какой мировой гегемонии Аргентине и мечтать не приходится.

Не правда ли, та давняя история с Аргентиной буквально в деталях напоминает нынешнюю историю Китая? Только в Китае было два «золотых века», и растянулись они на гораздо больший срок. Первый «золотой век» начался в 1949-м, когда Мао Цзэдуна поддержал Сталин со всеми из этого вытекающими. Тогда в течение 10 с лишним лет в Поднебесную отправились тысячи советских специалистов, построивших для своих «китайских братьев» тысячи заводов и сельхозпредприятий, и поднявших не только экономику державы на очень высокий уровень, но и науку вместе с культурой.

Однако потом Мао поссорился с СССР, и начались в стране всевозможные бедствия, начиная с голода, ураганов и наводнений, и заканчивая «культурной революцией», обрушившей всю экономику. Мало кто знает, но тогда же обрушилась и китайская космическая программа, когда из страны уехало множество советских ракетчиков и прочих специалистов по космическим программам.

Все 60-е и 70-к в Китае царил просто экономический ад, но в 80-х положение спасли американцы, которые договорились с несколько либерализировавшимся китайским коммунистическим руководством о начале нового экономического эксперимента. Правда, эксперимент этот носил исключительно частный характер, потому что американцы, а вслед за ними и европейцы имели в виду только свои интересы. Китай – страна огромная, дисциплинированная и, что самое главное – дешевая. Вот и решили Европа с Америкой реформировать свою собственную экономику, перенеся всю грязь в Китай, да еще попутно заработав на этом как минимум 800% прибыли.

Ну, китайские главные коммунисты никогда не были дураками – взяли и согласились. Они быстро сообразили, что перенеся в Поднебесную львиную долю своей экономики, проклятые капиталисты вовсю будут оберегать их от всяческих внешних проблем, чтобы, не дай Бог, не развалилась такая мега-прибыльная экономическая тема. Попутно китайцы надеялись еще на какие-то технологии, которые Запад им подарит в знак вечной дружбы, но с этим вышел облом. Все технологии, к которым допустили китайских производителей, имели только бытовое значение, потому что ни самолеты, ни ракеты, ни авианосцы хитрые капиталисты в Китае производить не собирались.

Ну и на том спасибо. Прошло совсем немного времени, и Китай буквально завалил весь мир своим дешевым продуктом, произведенным на импортных фабриках и заводах. А дальше пошло, как некогда с Аргентиной – «давай, давай, давай еще!». Правда, Аргентина спекулировала на ценах, а Китай наоборот – демпинговал. Но, в принципе, этот демпинг и был основой договоров между китайскими коммунистами и западными капиталистами. Западу нужен был дешевый продукт, зато он покупал очень много. Иностранные специалисты контролировали качество продукта, производимого на качественном западном оборудовании. Вот и весь фокус, на котором Китай едет до сих пор.

А теперь назрел вопрос – а не произойдет ли с Китаем в конечном итоге то, что некогда произошло с Аргентиной? Ведь аргентинская экономика обрушилась потому, что с окончанием войны упали и цены на аргентинский продукт. Китаю обрушение цен пока что не грозит, хотя себестоимость того, что экспортируется из Китая в мир, значительно возросла из-за сильного повышения зарплат китайских рабочих и служащих, которые сопровождают производство. То есть, доходы западных компаний снизились, а если зарплаты в Китае будут продолжать расти, то может произойти то, что Запад не обрадует.

То есть, китайский продукт по цене может сравняться с продуктом, производимым в Америке и Европе. А кому нужен будет китайский продукт, если за те же деньги можно купить американский или европейский?

И вот снова подступаем к вопросу – а на чем же Китай собрался перегонять США, если экспорт из Поднебесной сократится из-за возрастающей себестоимости?

Мы прекрасно видим, что сегодня в западные страны не экспортируется не только высокотехнологичная продукция, но и обычные автомобили – ни в США, ни в Европу. Да, может быть, китайские автомобили по качеству и не уступают западным - допустим это, закрыв глаза. Но почему Китай не может продавать свой автотранспорт на этих богатейших рынках?

Нет, какие-то китайские автомобили в Европе все же продаются, но это, во-первых, только электрокары, а, во-вторых, продаются они не под китайскими брендами, а под европейскими, то есть, это конкретный европейский продукт, хоть и произведенный на территории Китая.

А вот китайские электрокары в Европе продавать не позволено, и в Америке тоже.

Короче, если и обгонит Китай когда-то Америку, то только на производстве ширпотреба, который в Америке не производится. Ни самолеты, ни паровозы, ни корабли, ни какая-то более или даже менее серьезная техника на Запад не поставляется, хотя дай только волю – заполонит весь рынок.

Странное такое положение создается – японские и корейские автомобили и корабли на Западе нарасхват, а китайские – нет. Про самолеты тут другая история – японцам авиатехнику и ракеты запрещено производить по итогам Второй Мировой войны, корейцы эти вещи производить не умеют, а китайцы что?

Китайцы, оказывается, это всё тоже не умеют производить. Вы видели пассажирские лайнеры китайского производства? Я видел, но только один раз, и то на фотографии. Сконструировали в Китае такой самолет, называется ARJ21, но, во-первых, их собрано всего менее 100 штук, да и на те заказов нет даже от китайских компаний – боятся на них летать. А, во-вторых, это тоже не китайский продукт – машина разработана с помощью англо-американских технологий и собрана из элементов, полностью произведенных во Франции, Великобритании и США.

Понимаете смысл? Ни одной китайской детали во всех этих самолетах нет, включая даже пассажирские кресла. И это не мои фантазии, а сведения, взятые из официального обзора самолета ARJ21 на предмет его коммерческой пригодности.

В общем, своей гражданской авиации у Китая нет, а то, что летает, то куплено на Западе, кое-что, правда, осталось еще с советских времен. А если рассматривать военную авиацию, то тут ничего западно-импортного вообще нет, как, впрочем, и китайского. Посмотрите на любой самолет китайских ВВС и мгновенно распознаете советский аналог. И о чем тут тогда говорить?

То же самое с ракетостроением, не только военным, но и космическим. Я не поленился и провел очень широкий «аудит» всех китайских ракетоносителей и космических аппаратов, включая и тот марсоход, который китайцы запустили на Марс. Все технологии, благодаря которым движется китайская космическая программа, были разработаны еще в СССР, и модернизированы в России. Впрочем, на эту тему я уже писал – ссылки на те публикации можно найти внизу.

И вот, снова, в который раз, возвращаемся к вопросу – чем же Китай собрался закидывать Америку? Пляжными тапочками, что ли? Или гипсокартоном? Нет, наверное, все же ширпотребной электроникой. Ну, я в этом и не сомневаюсь, потому что этого добра Китай может произвести столько, что хватит не только на Америку, но и на всю Галактику. Ясно, что объем ВВП высчитывается не из качества продукта, а из его массы. А полтора миллиарда китайцев могут этим ширпотребом сделать себе не только двойной, но и тройной ВВП. И превзойти Америку раз в десять.

Но почему-то до сих пор этого не случилось, хотя Китай дымит производством этого ширпотреба уже более трети века.

Мало того – темпы китайского производства как-то подозрительно начинают сокращаться. И это опять-таки не я придумал, это я прочитал в разных экономических обзорах, и все они твердят одно и то же.

Ну ладно, похудание экономики Китая – это только рассказы, но если обратиться к цифрам, то можно увидеть нечто интересное. Вот, например, кто-то знал, что на начало этого года безработица в Китае среди молодежи составила 21,3? Представляете – целая пятая часть молодых китайцев в возрасте от 16 до 24 лет не имеют постоянного заработка. Для сравнения в США этот показатель составляет 3,6%. Это может о чем-то говорить, или не стоит обращать внимания?

Конечно, можно было бы привести и другие цифры, но этому я собираюсь посвятить следующую статью. А основная тема этого исследования – чем же конкретно Китай так собирается поразить Америку, что она уступит ему первое место в топе самых развитых экономик мира? А допустит ли Америка своего соперника на первое место этого экономического топа?

Я думаю, что допустила бы, если бы это ей было выгодно. Но сегодня превращение Китая в гегемона не выгодно уже никому, кроме России, которая готова вбухивать в китайскую экономику буквально всё, что горит. Ну, это образно, потому что, например, горит только уголь, которого в нашей стране столько, что она могла бы обеспечить этим топливом всю Землю. А вот из нефти и газа еще делают всякие не предназначенные для сжигания продукты, например, полимеры, потребление которых сегодня превышает даже потребление металлов. И всё это Китай тоже гонит на Запад, причем миллиардами тонн в секунду.

Вот поэтому Россия и будет добиваться привилегированных условий для экономики Китая в мире, чтобы рос гегемон и потреблял все больше и больше. Вот на этом и базируется интерес России и к Америке, чтобы и этот гегемон рос, по-прежнему предоставляя Китаю свои рынки, которые обеспечивают бешеный спрос на российские энергоносители.

А сам по себе Китай экономическим гегемоном стать не способен. Мало того, что он зависит от западных рынков, так еще он зависит и от дешевых природных ресурсов из России. А так как китайцы не имеют ни одной готовой к продаже за рубеж технологии, то тут они становятся классическими заложниками обстоятельств, когда с одной стороны, их готовы прижать потребители, а с другой – поставщики.

Вот над этим и советую задуматься тем, кто искренне думает, что Китай – это мега-держава, которая может кому-то что-то диктовать. Не может Китай никому ничего диктовать – причины я описал выше, а если кому этого недостаточно, то советую пройтись по ссылкам ниже, и вы узнаете всё, что надо знать о несостоявшейся гегемонии Китая.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:

Секретные китайские технологии. Почему все новейшие боевые самолеты Китая летают на старых советских двигателях?

Почему китайские архитекторы не умеют строить небоскребы, и просят об этом иностранцев?

Почему Китай считается технически развитым, когда он без «русских друзей» даже надёжный мотор не может построить?

Кому в мире китайцы умудряются продавать миллионы своих автомобилей низкого качества?

Китайский военно-морской флот создала Россия, вооружила его, и в любой момент может его направить на Америку

Загадка века: как китайцы умудряются летать в Космос, не сумев изобрести даже дизельного двигателя для своих кораблей?

На какие государства и другие части может разделиться Китай, если в обозримом будущем его поразит экономический кризис?