29 мая 20204 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон, которым внесены поправки в законодательство о банкротстве (далее по тексту - Закон о поправках). В тот же день он был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Имеется ввиду Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. См. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202405290010
Впервые за многие годы, поправки в Закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») было приятно читать. Они утилитарны и, в целом, понятны. Возможно, потому, что проект закона был разработан наконец-то - практиками. Проект вносился в Госдуму Верховным судом РФ.
1. ЧТО НОВОГО?
1.1. «ПЛАНКА» ДЛЯ БАНКРОТСТВА
Закон о банкротстве «задрал» планку для подачи заявлений о банкротстве организаций до 2 млн. рублей (для юрлиц без особых статусов: градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных организаций, и т. д.).
С одной стороны - это хорошо. Ведь ранее - таким рубежом были 300 000 руб. И этим нередко пользовались должники, подавая «транзитом» - через аффилированного кредитора - заявление о своём банкротстве. Предварительно получив решение о взыскании долга в 300 000 руб. Вряд ли при вынесении решений на такие суммы, учитывая нагрузку судей, они в той же мере вникали в обстоятельства дел, как при цене исков в миллионы руб..
Кроме того, минимальная сумма расходов на связку «процедур банкротства» наблюдение+конкурсное производство, по моим подсчётам = 327 000 руб. Эта сумма несколько «подмывает» логику подачи заявления о банкротстве при долге в 300 000 руб.
С другой стороны - это плохо. Кредиторы с сумой требований < 2 млн. руб. - не смогут воспользоваться «опцией банкротства». Ведь, не секрет, что подача заявления о банкротстве - дополнительная мера по «выбиванию долгов». И она особенно эфективна для:
- юрлиц-должников, участвующих в госзакупках, иных торговых процедурах, где условие «входа» - отсутствие дела о банкротстве,
- юрлиц, работающих на международных рынках,
- иных сфер, где важна формально-безупречная репутация юрлиц.
Однако у кредиторов есть выход, подсказанный ещё К. Марксом и Ф. Энгельсом: «объединяться». То есть подать единое заявление от нескольких кредиторов на общую сумму в 2 млн. руб. И хотя в 19 веке этот лозунг был адресован пролетариату, в 21 веке он актуален для бизнес-сообщества.
1.2. «ПЛАВАЮЩИЙ» СРОК ЗАЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ
Минус новой редакции Закона о банкротстве - «плавающий» срок для включения в Реестр (реестр требований кредиторов). Суть в том, что при введении каждой «процедуры банкротства» арбитражный управляющий публикует сообщение об открытии Реестра. И строго в течении этого срока можно подать иск к должнику (правильно сказать - заявление о включении в Реестр).
В наблюдении - срок составляет 30 дней, в конкурсном производстве - 2 месяца, во внешнем управлении и финансовом оздоровлении - срок равен сроку самой процедуры.
Те, кто не успевали подать это заявление в наблюдении (первой, предварительно процедуре, возникающей в деле о банкротстве), подавали его в следующей процедуре.
До Закона о поправках этот срок восстановлению не подлежал. Теперь - подлежит. Если есть уважительные причины. Это, на мой взгляд, нарушает стабильность отношений. Если следовать такой логике, то в отношении юрлиц - и сроки исковой давности нужно начать восстанавливать.
1.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ТРЕБОВАНИЙ
Заявления о включении в Реестр теперь могут подаваться только в электронном виде. Это - «ноу-хау». Ничего подобного ранее в арбитражном процессе не было. А то, что было - являлось правом, но не обязанностью.
Подача осуществляется через личный кабинет «Мой арбитр» (на сайте системы арбитражных судов «arbitr.ru»). Предварительно нужно зарегистрироваться на этом сайте, а для этого - иметь личный кабинет в «Госуслугах». Направляемые в суд документы должны быть отсканированы, файлы правильно «подписаны», действует правило 1 файл=1 документ (подробнее см. https://my.arbitr.ru/#help/2/2).
Возможно, этот порядок подачи заявлений в Реестр будет не для всех удобен, так как потребует навыков подачи документов в электронной форме.
И точно - он будет не удобен предприятиям, на которых циркулируют сведения, составляющие гостайну. Ведь для подачи заявлений в Реестр, установлена исключительно электронная форма заявления. А порядок подачи документов через «Мой арбитр», подачу документов "с гостайной" не регулирует. В результате - заявить подобные требования невозможно.
1.4. ДВА ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
Изменён порядок рассмотрения требований кредиторов. Теперь есть возможность рассматривать их без судебного заседания и без вызова участников дела, если не поступили возражения.
Справедливости ради, скажу, что похожая норма существовала в Законе о банкротстве аж с 2001 года. Однако она была слишком «революционной» для того времени. И судебная практика её фактически проигнорировала, требуя проведения полноценных заседаний в любом случае (см. п. 25 Пленума ВАС РФ №35 от 22.06.2012 г.).
2.ЧТО «СТАРОГО»?
В Законе о поправках есть нормы, которые, в строгом смысле «новеллами» не являются. А «пришли» в него из «обобщений» высших судебных органов, которые подлежат применению при рассмотрении судебных дел наравне с законами (Постановления Пленумов ВАС РФ, Информационные письма, Обзоры ВАС РФ, ВС РФ).
2.1. ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТОРА ВОЗРАЖАТЬ
Первым примером является право кредитора, который в Реестр заявился (но ещё в него не включён), возражать против требований других кредиторов и пользоваться иными правами участника дела («пришло» из п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ №60 от 23.07.2009 г.).
Также Закон о банкротстве дал право возражать против требований кредиторов лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. К таким лицам, среди прочих, относятся: эксперты, специалисты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания (см. абз. 8 п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве, ст. 54 АПК РФ).
Не могу себе представить картину, что секретарь судебного заседания заявляет возражения против требований кредитора, а ему вторит помощник судьи, но только с другими доводами...
2.2. ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТОРА ОБЖАЛОВАТЬ
Известны случаи, когда дружественные к должнику кредиторы «просуживают» до возбуждения дела о банкротстве свои требования (то есть получают судебное решение о взыскании долга). Затем, после возбуждения дела, они обращаются за включением в Реестр, претендуя на облегченный порядок их включения. (Ранее Закон о банкротстве запрещал возражать против требований, основанных на судебном акте; см. п. 2 ст. 16).
Но судебная практика выработала суровые подходы против этого, создав группу прецедентов о возможности обжалования кредиторами и управляющим судебных актов, полученных другими/недобросовестными кредиторами, до возбуждения дела о банкротстве. (См., например п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ №35 от 22.06.2012 г.)
Теперь в Законе о банкротстве прямо указано о такой возможности, а старая редакция п. 2 ст. 16 закона - отменена. Это "обжалование" происходит в форме заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
О подобном праве - до появления Закона о поправках - я указывал в статье: «Возможное банкротство блогера: Елена Блиновская VS ФНС» (см. https://dzen.ru/a/ZjUY3y1BiETcHz7E?share_to=link
2.3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЕСТРА
Законом установлены случаи, когда кредитор может быть исключён из Реестра. Это - случаи, когда выявляются обстоятельства:
- необоснованности требования кредитора,
- иной его очерёдности.
Ранее норма об исключении из Реестра в Законе о банкротстве была, но конкретные случаи - не уточнялись. Они были «наработаны» судебной практикой. И сейчас «введены» в закон.
Фактически изменения Закона о банкротстве, касающиеся Реестра, облегчают «борьбу» реальных кредиторов с «фейковыми» требованиями, в т. ч. основанными на «договорняках» (модельных процессах между должником и аффилированным к ним кредиторам). И дают эффективное, законное «оружие» против злоупотреблений.
3. ЧТО «УПОРЯДОЧЕНО»?
Ряд поправок направлен на упорядочение отношений в делах о банкротстве.
3.1. СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ
Ранее для судебных актов, принимаемых в делах о банкротстве, были разные сроки обжалования: для одних - 10 дней, для других - 14 дней, для третьих - месяц. Теперь же такой срок для всех судебных актов - один: 1 месяц.
3.2. «ТЕХНИЧЕСКИЕ» СПОРЫ
Ряд «споров» в делах о банкротстве носит «технический» характер. Например - о продлении конкурсного производства/внешнего управления. В них кроме управляющего, зачастую, никто не участвует. Это логично: если в суд не поступил "окончательный" отчёт по итогам процедуры - суд производство продлит. И часто судья до заседания задаёт управляющему связку вопросов: 1) есть ли в деле актуальный отчёт о ходе процедуры, 2) подано ли письменное заявление о продлении её срока, 3) настаивает ли управляющий на участии в заседании?
Например, если цепочка ответов: ДА-ДА-НЕТ, то заседание проводится без участия сторон. Если цепочка: ДА-НЕТ-ДА - судья предлагает представить письменное ходатайство о продлении и не являться в заседание.
Закон о поправках дал возможность не проводить судебные заседания с вызовом сторон в этих случаях. Тоже самое касается споров:
- об освобождении (не отстранении!) управляющего от исполнения обязанностей,
- по заявлениям кредиторов в Реестр, когда не поступили возражения,
- по истребованию документов, ценностей должника,
- по передаче непроданного имущества должника органам местного самоуправления.
4. ЧТО ЕЩЁ НЕ ТАК?
4.1. ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ «ПЛАНКИ» ВО ВРЕМЕНИ
Как видно из Закона о поправках, он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Публикация на Официальном интернет-портале правовой информации как раз и является официальным опубликованием. См.Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, Актов палат Федерального собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994 г.
А на 29 мая 2024 г. в производстве судов есть какое-то количество принятых заявлений о банкротстве, с «невведённым» наблюдением. Не всегда сумма долгов в них = 2 млн. руб. (ведь «планка»- на момент подачи = 300 000 руб.).
Если в ближайшее время не будет разъяснений ВС РФ, то суды, видимо, должны «отклонить» такие заявления. Потому что, при принятии их к производству - выясняется соблюдение правил судебного делопроизводства, а не обоснованность заявлений. А обоснованность и проверка заявлений на признаки банкротства (3-х месячная просрочка уплаты и «планка» для возбуждения дела о банкротстве) проводится позже.
Более подробно об этом я указывал в статье «Автозавод «Москвич»: дела о банкротстве не будет», см.: https://dzen.ru/a/Zko_2uBCrTb52T4h?share_to=link
И если на дату судебного заседания по проверке обоснованности заявления установлено отсутствие этих признаков, суд должен вынести определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве). А на дату судебного заседания - "планка" в 2 млн. руб...
То есть у кредиторов есть риски утраты возможности взыскания по таким делам через процедуру банкротства.
4.2. ОТСЛЕЖИВАНИЕ «ТЕХНИЧЕСКИХ» СПОРОВ
Кредитору теперь нужно внимательнее отслеживать ход дела о банкротстве контрагента, вовремя подавать возражения, заявлять ходатайства о проведении судебного заседания. Иначе споры будут рассмотрены на основании имеющихся документов. А значит, суду ничего не будет известно о необоснованности, незаконности позиции какой-то стороны. А в дальнейшем, через апелляционную жалобу, устранить этот пробел может быть сложно.
Руководителю должника тоже есть смысл внимательно следить за делом о банкротстве «своего» юрлица. Не заявив вовремя возражения против истребования документов, можно получить судебный акт об истребовании, документов, которые, например, официально изъяты налоговым органом для поверки. Да не просто судебный акт - а с «астрентом» - для полноты ощущений.
Астрент - денежный штраф определяемый судом, на будущее, за каждый период просрочки. Например 100 руб. в день за каждый непредставленный документ. Если у должника - 50 документов, требуемых к представлению, то при просрочке в две недели, сумма штрафа на руководителя составит 70 000 руб. (100х50х14).
Ну и, само собой, придётся контролировать ход дела о банкротстве - органу местного самоуправления по месту нахождения должника.
5. ВЫВОД
Это были основные поправки, касающиеся юрлиц...
В целом, качество правок в Закон о банкротстве с каждым годом всё лучше, и лучше. А Закон о банкротстве - всё толще и толще. Осталось подкорректировать новые недостатки, образованные в результате устранения старых. И можно жить...