Каждая "боевая система" разрабатывается для определенных условиях использования, не соблюдение которых ведет к тому, что ее боевое применение откладывается. Для корабля как "боевой системы" к таким условиям можно отнести ледовую обстановку, для действия в которой требуется подождать или обеспечение сопровождения соответствующих кораблей (ледоколов). Но как часто бывает, если нельзя, но очень надо, то и такими правилами можно пренебречь. Правда такие случаи заканчиваются "по разному", с разным успехом и разной степенью повреждения. Это очень четко показали боевые действия советских подводных сил в ходе советско-финляндской войны.
Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов советские подводные лодки активно действовали на вражеских морских коммуникациях. Походы проходили в тяжелейших условиях осенне-зимнего периода. При сорокаградусном морозе и частых сильных штормах корпуса ПЛ покрывались тоннами льда. От обледенения рвались антенны, ломались леерные стойки; иней и лёд был даже внутри отсеков. Но, несмотря ни на что, подводные корабли продолжали выходить в море.
Например, подводная лодка 24-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок КБФ «М-78» (VI-бис серии) старшего лейтенанта В.Д.Афонина, выйдя в свой третий поход, 2 января 1940 года, находясь на позиции в районе маяка Калбодагрунд попала в 9-балльный шторм, от которого ей пришлось укрыться в бухте Хара-Лахт. Но 4 января при 5-балльном ветре субмарина сильно обмерзла, что увеличило время погружения до 10-18 минут. А 6 января 1940 года при плавании в крупнобитом льду субмарина погнула перископ. Это вынудило командира вернуться в Палдиски, где лодка простояла в ремонте до конца месяца.
Примерно в тоже время, 12 января, другая "малютка" - подводная лодка «М-72» (VI-бис серии) старшего лейтенанта Н.Н.Кулыгина получила задачу: занять позицию между островами Юссаре и Бенгтшер. При выходе из Палдиски лодка не успевала следовать за ледоколом, отстала и ударилась о крупную льдину. От удара на «М-72» смяло волнорезный щит правого торпедного аппарата, из-за чего нарушилась его герметичность. Был свёрнут в сторону форштевень. Торпедных аппаратов на подводных лодках типа VI-бис серии было всего два, но Н.Н.Кулыгин все же вышел на позицию, где находился несколько дней, и эти дни были не простые. К вечеру 15 января ветер усилился до 5-6 баллов. Волна захлестывала люк рубки. На подводной лодке были оборваны антенны, слована антенная стойка, вышел из строя гирокомпас, магнитный компас выбило из нактоуза, разбита цистерна плавучести и погнута верхняя часть ограждения рубки. Возвращаться обратно в базу «М-72» пришлось тоже в крупнобитом льду. Войти в Палдиски она смогла только с помощью ледокола. В добавок, и без того избитый льдами корпус субмарины сильно пострадал от 9-балльного шторма. После возвращения лодка простояла в ремонте до конца военной кампании.
Подводная лодка «М-74» (VI-бис серии) старшего лейтенанта Сазонова выполнила во время советско-финляндской войны четыре похода. Два раза, в декабре 1939 года и в январе 1940 года, она возвращалась из финских шхер с оборванными под тяжестью льда антеннами и леерными стойками, с изуродованным льдом форштевнем. Так, 15 января 1940 года на подводной лодке льдиной сбило стойку антенны. Под тяжестью льда оборвало вторую антенну, лишив лодку связи, обмерзший рубочный люк не закрывался. Действуя в суровых ледовых условиях, «М-74» вернулась в базу.
Общей бедой для всех «малюток» было увеличение времени погружения из-за сильного обмерзания надводной части корпуса после всплытия. Например, на «М-78» оно доходило до 10-18 минут (как отмечалось ранее). Благо, что противолодочная активность финских ВМС была невысокой.
Единственной нашей лодкой добившейся во время советско-финляндской войны двух подтверждённых побед была «Щ-311» (V-бис серии), командир капитан-лейтенант Ф.Г.Вершинин.
28 декабря 1939 года лодка снарядами и торпедой потопила финский транспорт «Вильпас», а 5 января - шведский пароход «Фенрис», который «щучьи» артиллеристы быстро превратили в пылающий костёр. Боевые успехи дались не легко. Субмарине неоднократно приходилось преодолевать над и под водой большие ледовые поля. Это не прошло для лодки бесследно: 5 января 1940 года торпедисты «Щ-311» обнаружили, что один из носовых торпедных аппаратов затоплен (льдом была повреждена передняя крышка).
На переходе в базу надстройки подводной лодки Щ-311 представляли собой сплошную глыбу льда, освобождаясь от которого субмарина вынуждена была периодически уходить под воду. Суровые погодные условия дополнял шторм, о силе которого говорит тот факт, что волнами были выбиты стекла в ходовой рубке. 10 января 1940 года «Щ-311» ошвартовалась в Либаве.
15 января подводная лодка 22-го дивизиона ПЛ «Щ-323» (X серии), командир старший лейтенант Ф.И.Иванцов, возвращаясь на базу в Таллин, в шторм при температуре воздуха -25 градусов обледенела так, что в надводном положении шла с креном 10° на правый борт. Обколка льда не могла быть произведена из-за высокой волны, к тому же стоял 25-градусный мороз. Льдом оборвало антенны, покрыло всю надстройку, ограждение рубки, оба орудия. Вышли из строя горизонтальные рули и якорное устройство. К этим бедам прибавилась ещё пробитая обмотка одного из главных электродвигателей. Прибыв в базу, корабль требовал серьезного ремонта.
В этот же день к юго-востоку от Аландских островов на позиции в штормовом море находилась подводная лодка БФ «Щ-309» (V-бис 2 серии) капитан-лейтенанта С.С.Веселова. В суровых условиях штормов и морозов зимы 1939/1940 года подводная лодка пробыла на позиции трое суток. На лодке льдом оборвало антенны, вдоль всей палубы образовался ледяной монолит с вмороженными в него ограждением рубки и орудиями, что делало лодку небоеспособной. Орудия и барбеты обмерзли и представляли собой глыбы льда. Попытка послать для скалывания льда людей на палубу кончилась тем, что тех дважды смывало за борт. С трудом их доставали обратно. К счастью, никто не погиб. Субмарина была отозвана в Таллин.
19 января 1940 года, выходя из Ботнического залива в подводном положении, «С-1» (IX-бис серии) под командованием капитан-лейтенанта А.В.Трипольского, вблизи маяка Грундкаллен попала под сплошной лёд. После четырех часов подледного плавания, не найдя края ледового поля, субмарине пришлось рубкой пробивать лёд, толщина которого оказалась 20 сантиметров. В результате был погнут зенитный перископ. С него сорвало оправу верхнего защитного стекла и разбило само стекло. Затем в ходе движения во льдах корпус лодки подвергался сдавливанию льдом. На лодке оказались сорванными все антенны, леера, из лёгкого корпуса вырвало семь листов обшивки, и начавшимся штормом на «С-1» было сильно повреждено и частично сорвано ограждение рубки. Вышел из строя командирский перископ (отремонтирован через сутки). По возвращению в Либаву лодку пришлось ставить в срочный ремонт.
Последние походы в советско-финляндской войне выпали на долю подводных лодок «С-4», «С-5» и «С-6» (все IX-бис серии). Далеко не всегда удавалось выполнить боевую задачу. Посланные 30 января 1940 года подводные лодки «С-4» (командир - капитан-лейтенант Абросимов Д.С.) к берегам Швеции и «С-5» в устье Финского залива из-за тяжёлых ледовых условий вообще не смогли дойти до своих позиций. Наибольшие повреждения получила «С-5», капитан-лейтенанта А.А.Бащенко. У лодки льдами оказались сильно деформированы балластные цистерны, лёгкий корпус, палуба надстройки, повреждены винты и оба гребных вала.
Возвращение «С-4» и «С-5» на базу в Либаву, фактически их спасение, стало возможно благодаря канонерской лодке «Красное Знамя», героические усилия экипажа которой обеспечили проводку подводных лодок среди льдов. 6 февраля 1940 года «С-4» возвратилась в базу. От сжатия и ударов о льдины на субмарине разошлась обшивка в носовой части с обоих бортов, а легкий корпус в нескольких местах сгофрировался. Лодки вернулись 8 февраля и в море больше не выходили, да и вообще после этого выходы подводных лодок на позиции из-за ледовой обстановки были отменены.
Металл поддавался, но люди выдержали. Однако выводы следовало сделать.
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.,; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; Колышкин, И. В глубинах полярных морей/ И.А.Колышкин. - М.: Воениздат, 1964.- 328 с. ; Морозов, М. Советские подводные лодки во Второй мировой войне. Летопись боевых походов /М.Э.Морозов. - М.:Книжный мир, 2021.- 736 с.; Нагирняк, В. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия /В.А.Нагирняк, А.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо. 2021- 288 с.; материалы интернета.