Найти тему

Развиваем эмоциональную сферу дошкольников. Учим различать эмоции

Оглавление

Автор С. А. Петрушина — педагог-психолог МБДОУ д/с «Золотая рыбка», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Всем известно, что эмоциональное развитие ребенка является одним из факторов его успешности в любом виде деятельности, особенно в коммуникации. Даже при хороших интеллектуальных показателях дошкольник, не умеющий справляться со своими эмоциями, не сможет в полной мере проявить себя, найти друзей, бесконфликтно решать возникающие проблемы. Одной из причин таких затруднений является неумение дифференцировать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей. А ведь только понимая, что происходит с нами и с другими, мы можем управлять ситуацией.

В настоящее время существует много разнообразных методик, позволяющих оценить те или иные параметры развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Определить умение ребенка различать эмоции можно с помощью методики «Линеограмма», которая проста в проведении и интересна детям.

Методика «Линеограмма»

Цель — выявить уровень различения эмоций у ребенка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал: чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или черный карандаш).

Инструкция

— Сейчас я вам расскажу сказку, а вы ее у себя нарисуете. Жила-была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след — линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.

Другая точка была веселая и оставила после себя веселую линию.

Каждую линию психолог помечает значком.

Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую.

При необходимости психолог указывает, что карандаши можно менять.

Четвертая точка была очень громкая, и линия тоже громкая.

Следующая точка была очень-очень легкая, а после нее была тяжелая точка, которая оставила тяжелый след. А самая интересная точка была добрая, и линия ее тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после нее злой след.

Для младших детей можно исключить одну-две пары, чтобы сократить объем работы. Пары могут быть заменены другими.

Оценка: линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.

1-й уровень — есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребенок смог дать минимальное объяснение (последнее не обязательно).

2-й уровень — линии разнятся по цвету, толщине.

3-й уровень — есть различие либо по цвету, либо в характере линий.

4-й уровень — линии не различаются (неразличение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

Примечание

Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или, наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

Упражнения и игра для старших дошкольников, направленные на умение дифференцировать эмоциональные состояния

• Упражнение «Угадай эмоцию»

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями разных эмоциональных состояний — радости, страха, удивления, обиды, грусти (на начальном этапе лучше взять 1—2 эмоции). Обращает внимание на выражение лица, особенности позы. Затем просит найти ту или иную эмоцию.

• Упражнение «Что с нами происходит?»

Инструкция: «Ребята, мы с вами каждый день испытываем разные эмоции. Давайте поразмышляем: что с нами происходит, когда мы радуемся (грустим, злимся, обижаемся и т. д.)? Как меняется наше лицо, тело? А как звучит наш голос?»

• Упражнение «Покажи эмоцию»

Инструкция: «Давайте мы попробуем изобразить обиду (радость, злость, скуку и т. д.) на своем лице. (Можно использовать зеркала.)

А теперь давайте попробуем передать эмоцию словами. Сейчас каждый по очереди должен с обидой (радостно, зло) произнести предложение: „Я хочу играть“.

А еще эмоции можно передать телом. Покажите, как будет меняться наше тело, если мы будем радоваться (грустить, злиться и т. д.)».

• Упражнение «Мне бывает...»

Инструкция: «У каждого из нас бывали ситуации, когда становилось страшно или тревожно, когда мы сердились или радовались. Сейчас я попрошу вас по очереди продолжить предложение: „Мне бывает (было) страшно (весело, грустно), когда...“».

• Упражнение «Актеры»

Инструкция: «Ребята, вы знаете, что актерам в театре или кино приходится играть разные роли. Они умеют с помощью мимики, речи, движений показывать разных героев. Сейчас каждому из вас достанется пиктограмма с изображением грусти, радости, страха, обиды, удивления. Задание — выразить с помощью мимики, речи и движений разные эмоциональные состояния. Остальные участники должны их угадать».

• Упражнение «Мое настроение»

Инструкция: «Ребята, вы знаете, что настроение может быть похоже на какое-то животное. Продолжите предложение: „Мое настроение похоже на...“ (например, на игривого котенка, испуганного зайчика, сердитого льва и т. д.)».

Можно придумывать любой ассоциативный ряд, например: какого цвета настроение, на какую погоду похоже, какого вкуса и т. д.

• Упражнение «Угадай настроение»

Инструкция: «Сейчас каждый по очереди без слов должен показать свое настроение мимикой и жестами. А мы попробуем отгадать».

• Упражнение «Покажи героя»

Инструкция: «Сейчас я каждому по очереди на ушко буду называть какого-то сказочного героя, а вы должны его изобразить жестами и движениями без слов».

Варианты: Кощей Бессмертный, Чебурашка, Буратино, Бармалей, Золушка, Лиса Патрикеевна, Заяц-Хваста и т. д.

• Упражнение «Повтори фразу»

Инструкция: «Ребята, давайте попробуем изобразить эмоции голосом. Перед вами лежат пиктограммы, на которых изображены разные эмоции. Вы должны понять, какая эмоция нарисована, и передать ее голосом, повторив фразу: „Опять идет снег“».

• Упражнение «Вкусная конфета»

Инструкция: «Ребята, мы с вами знаем, что настроение можно не только назвать, но и показать. Сейчас я предлагаю пофантазировать и представить, что вы едите конфеты. Одни конфеты вкусные, сладкие, от которых становится очень радостно. Другие — кислые, от них становится „кисло“ на душе. А еще конфеты могут быть горькими, очень твердыми, с необычной начинкой».

У ведущего в руках — воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают фантик и берут конфету в рот. Дети должны показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.

• Упражнение «Волшебный карман»

Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо характерные для этого предмета действия. Остальные отгадывают, какой это предмет, но только после того, как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим. Например, нюхает цветок, ест лимон и т. д.

• Упражнение «Прочитай письмо»

Взрослый рассказывает детям о том, что сегодня утром почтальон принес письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2—3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.

Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений.

Вариант 1 — взрослый читает рассказ, а дети раскладывают пиктограммы.

Вариант 2 — детям нужно придумать рассказ по предложенным пиктограммам.

Варианты рассказов

  1. Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
  2. Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

• Упражнение «Превращение»

Инструкция: «Ребята, подарки бывают разные. Многие дети любят в подарок получать игрушки. Сейчас у нас будет возможность получить много игрушек. Давайте пофантазируем. Я вам буду называть игрушку, а вы должны в нее превратиться и изобразить мимикой, голосом, движениями».

Варианты: мяч, робот, воздушный шарик, юла, машинка, мишка.

• Игра «Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

• Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Инструкция: «Ребята, мне хочется узнать, какое у вас сегодня настроение. А для этого я предлагаю нарисовать его с помощью цветных карандашей. Подумайте, как можно с помощью рисунка передать свое состояние? Какие карандаши вам для этого понадобятся?»

Дети рисуют на тему «Мое настроение». Затем организуется выставка. Каждый ребенок берет указку, показывает свой рисунок и рассказывает о нем.

Источники

  1. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3—7 лет / сост. Н. Д. Денисова. — Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999.
  3. Социально-нравственное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М.: Совершенство, 1998.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр «Владос», 1995.