Найти тему
Яхтинг на Волге

Как изменились яхтенные традиции за 130 лет?

Спойлер - почти никак.

Недавно наткнулась в интернете на фрагменты книги Георгия Эша «Руководство для любителей парусного спорта» 1895 года. Георгий Васильевич Эш был владельцем судовой верфи, конструктором парусных судов и страстным яхтсменом. Он написал очень подробное практическое руководство по яхтингу - это было первое издание такого рода в России. Строительство, испытание и выбор яхты, плавание под парусами, терминология, условные сигналы, морские традиции, устройство яхт, лодок, байдарок, катамаранов – вот неполный перечень того, о чем рассказывает Эш в своей книге.

Удивительно, но книга эта переиздавалась только в виде элитных подарочных изданий. Впрочем, даже издание позапрошлого века можно купить на Озоне - правда, по стоимости парочки новых парусов ))

-2

К счастью, можно найти оцифрованную версию этой книги. И читая её, удивляешься – прошло 130 лет, а то, о чем пишет Эш, остается актуальным! Вот убедитесь сами. Мы снабдили тексты иллюстрациями из наших яхтенных походов, кое-где серьезно, а кое-где в шутку – надеемся, герои этих фото нас простят)))

Эшъ Г.В. Руководство для любителей паруснаго спорта. Спб., 1895.

Постороннему человеку, попавшему впервые на благоустроенную яхту, многие из обычаев и правил яхтенной жизни могут показаться крайне стеснительными и даже лишенными какого-либо разумного основания. Строгое исполнение всех этих правил, как бы ничтожны они ни казались, любовь к чистоте и порядку, доведенных до степени возможного, известные рамки, в которых все держатся относительно друг друга, - все это на первый взгляд может показаться или чудачеством, вызванным желанием подражать военному флоту, или простыми придирками, не имеющими никакого значения для дела.

-3
-4

О порядке на яхте

Чистоты и порядка требуют, прежде всего, сами условия жизни на судне, где недостаток помещения заставляет каждого в отдельности и всех вообще довольствоваться весьма ограниченным пространством и где поэтому всякая не на месте брошенная вещь может сильно стеснить и без того неширокий простор.

-5

Всякая яхта до самых отдаленных уголков должна содержаться в отменной чистоте и порядке. Медь и окрашенные части, палуба, внутренняя окраска, рангоут, различные судовые принадлежности, одним словом - всё на яхте должно блистать чистотой.

-6

Такелаж должен быть вытянут, а каждая свободная ходовая часть снасти должна быть собрана в правильную бухту и положена или подвешена на своем месте.

-7

О яхтовладельце, капитане и матросе

Быть командиром своей яхты - желание вполне естественное для каждого яхтовладельца. Однако здесь надо быть крайне осторожным, потому что сделаться хозяином хотя бы и первоклассной яхты не значит еще сделаться в то же время и опытным яхтсменом. Прежде чем принять на себя команду, даже и на своей собственной яхте, надо хорошенько испытать себя, свои знания и способности, особенно если яхта отправляется куда-нибудь подальше.

-8

Не лишнее посоветовать быть настолько же опрятным и в своем поведении: спокойное, сдержанное поведение, характеризующее истинного джентльмена, скорее даст возможность внушить в посторонних хорошее мнение и о себе, и о парусном спорте, искореняя ходячее в публике понятие, будто парусный спорт не дело, достойное порядочных людей, а просто лишний предлог для шелопаев праздно проводить время и при каждом удобном случае напиться до забвения приличий.

-9

Не надо забывать, что матрос, при всей своей привычке к повиновению, тем не менее существо, способное рассуждать и подмечать слабые стороны своего капитана. Заметив недостаточность знаний, он будет ко всем распоряжениям относиться с недоверием и при случае может выказать даже прямое непослушание.

-10

Матросов всегда можно найти сколько угодно, но между ними мало яхтенных. От яхтенного матроса требуется не только, чтобы он был хорошим моряком, но чтобы он в то же время был силен, ловок, опрятен и притом воспитан как хороший, вежливый слуга.

-11

Что касается вообще до соблюдения приличий, то ни один уважающий себя яхтсмен не позволит, чтобы из кокпита или с юта его яхты раздавались нестройные крики, шум и пьяные песни, как видимые признаки происходящего на яхте пьянства. Это простительно мастеровым, вздумавшим справить воскресный шабаш на наемной лодке, но совсем не подходит к судну, носящему яхт-клубский флаг. Для любителя выпить, не оповещая об этом, впрочем, весь мир, найдется для этого много места и кроме яхты; в крайнем случае можно найти укромное место и внутри судна, где в приятной дружеской компании, не выходя из границ и не обращая на себя внимания посторонних, можно с удобством "раздавить" даже не одну бутылку.

-12

Не следует, впрочем, полагать, что пение и музыка должны считаться на яхте предметами запрещенными. Наоборот, никто не найдет ничего предосудительного, когда, например, вечером, при возвращении домой, с какой-нибудь яхты раздастся пение стройного, спевшегося хора.

-13

О гостях на яхте

Приставая к чужой яхте, следует выходить из шлюпки не прежде, чем она подойдет к борту окончательно. Поднявшись на судно, не лишнее обтереть ноги об мат, положенный у трапа, а затем, не топчась понапрасну на палубе, лучше прямо же спуститься в кокпит, где уже и осведомиться, можно ли ходить по палубе в сапогах или их надо заменить особыми башмаками с резиновыми подошвами.

-14

Находясь на яхте в качестве гостя, следует быть услужливым, но не навязчивым. Не старайтесь овладеть кливер-шкотами, думая принести посильную услугу; но если они уже вам доверены, то и не выпускайте их из рук. Если же вы не удостоились чести получить разрешение участвовать в маневрах, то прямое ваше назначение сидеть по возможности смирно в кокпите или, если нравится, в каюте.

-15

О морском языке

Приходилось и приходится слышать нередко возражения против нашего морского языка, особенно в применении его к любительскому мореходству. К чему он? - говорят возражатели. Разве нельзя выражаться на обыкновенном разговорном языке, а непременно нужно прибегать к условным и мало понятным для других выражениям и названиям?

-16

Людям, не вполне владеющим морским языком, следует быть крайне осторожным в употреблении технических слов и выражений и употреблять в разговоре только те из них, значение которых усвоено ими вполне. Не надо забывать, что своеобразный морской язык отличается именно точностью выражений, потому всякая ошибка, исказив смысл того, что хотелось сказать, тотчас же будет замечена, если в числе слушателей найдется моряк, и вызовет лишь одно сомнение в морских познаниях говорящего, а заодно и всех спортсменов.

Источник цитат: https://mys.ru/pArticle_86.html?ysclid=lx1nfykpsm123119278