Цели и задачи законопроекта
Министерство промышленности и торговли РФ предложило ввести уголовную ответственность за импорт в Россию товаров без маркировки. Соответствующий законопроект опубликован на портале нормативно-правовых актов.
Какие изменения?
До недавнего времени российское законодательство предусматривало наказание только за внутренний оборот контрафактной продукции - её производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт. Однако ввоз в Россию немаркированных товаров оставался практически бесконтрольным. Это ставило поставщиков и импортёров в крайне неравные условия, создавая серьёзные лазейки для нелегальных схем.
В Минпромторге обратили внимание на этот правовой пробел и предложили исправить ситуацию. Теперь предлагается дополнить Уголовный кодекс новыми нормами (ст. 171.1 УК РФ), устанавливающими ответственность за ввоз в Россию немаркированной продукции. Таким образом законодатели намерены выровнять правовое поле для всех участников рынка и существенно осложнить контрабанду.
Мнение автора
Безусловно, подобные меры потребуют от импортёров дополнительных усилий и затрат, связанных с обеспечением прослеживаемости товаров. Однако в долгосрочной перспективе это должно способствовать оздоровлению рынка и устранению недобросовестной конкуренции.
Плюсы нового законопроекта:
1. Устранение правовых пробелов. До сих пор Уголовный кодекс РФ предусматривал наказание только за оборот контрафактной продукции внутри страны, но не за её ввоз. Это ставило импортёров в неравное положение по сравнению с производителями контрафакта.
2. Более жёсткое противодействие незаконному импорту. Теперь за ввоз немаркированных товаров в крупном или особо крупном размере будут грозить серьёзные штрафы и даже лишение свободы. Это должно стать сдерживающим фактором для нарушителей.
3. Защита добросовестных участников рынка. Введение уголовной ответственности вкупе с усилением административных мер выровняет условия конкуренции между легальными и нелегальными игроками.
Минусы и риски законопроекта:
1. Возможность злоупотреблений и произвола. Слишком широкая трактовка понятия "крупный размер" может открыть простор для избирательного применения закона.
2. Усложнение логистики для импортёров. Дополнительные проверки и риски уголовного преследования могут негативно сказаться на скорости таможенного оформления и поставок товаров.
3. Рост цен для потребителей. Издержки бизнеса, связанные с новыми правилами, могут быть переложены на плечи покупателей в виде повышения цен.
Заключение
Эксперты сходятся во мнении, что законопроект в целом направлен на оздоровление рынка и защиту добросовестных компаний. Однако важно соблюсти баланс, чтобы меры по борьбе с контрафактом, не создавая дополнительных барьеров для легальной торговли. Ключевую роль сыграет детальная проработка критериев "крупного" и "особо крупного" размера при применении уголовной ответственности.
А что вы думаете об этом законопроекте?
Ит 'специалист'
Шевченко Анатолий Сергеевич
https://www.9111.ru/questions/77777777723941443/