Часто родители не осознают, что их общение с ребёнком, по сути своей, является грубым нарушением его эмоциональных границ.
В этой статье я более подробно расскажу о том, как именно это происходит.
Итак, нарушением эмоциональных границ ребёнка являются:
1. Запрет испытывать определённые чувства. (Печаль, гнев, злость, радость и т.д.)
"Хватит плакать, ты что разнюнилась?" , "Мальчики никогда не плачут!", "Будешь такой злюкой - никто тебя не полюбит!" , "Подумаешь, ты обиделась! На обиженных воду возят!", "Сейчас смеёшься - потом будешь плакать!"
2. Эмоциональная холодность, отсутствие интереса к внутреннему миру ребёнка. Ребёнок воспринимается исключительно как объект - покормить, одеть - обуть, посадить за уроки, отправить на кружки, заставить убирать комнату.
А до всего того, что творится у него в душе, родителям нет никакого дела.
3. Излишний родительский контроль и давление - это другая крайность, которая вредит психике ребёнка. Ребёнку не позволяется самостоятельно принимать решения, связанные с его собственной жизнью: с кем дружить, какие кружки посещать, как строить распорядок своего дня после школы, чем заниматься в свободное время? .
4. Родители не учитывают возраст ребёнка, и делятся с ним своими эмоциональными переживаниями, которые ему совершенно непонятны. Родители делают его своим "доверенным лицом", или и вовсе партнёром, рассказывая ему излишние подробности своей личной жизни или ожидая от ребёнка поддержки, помощи, заботы, непосильных для него в силу возраста.
5. Родители вовлекают ребёнка в свои ссоры и конфликты, вынуждают занять ту или иную сторону. Говорят гадости про второго родителя, обсуждают с ребёнком вероятность развода.
6. Родители неуважительно отзываются о ребёнке в присутствии других людей, обсуждают с посторонними его достоинства и недостатки.
"А мой - то, ну дурак - дураком, в школе одни только двойки и тройки!"
7. Напряжённая атмосфера в семье. Ссоры, крики, скандалы, насилие. Либо, наоборот, при конфликте родители перестают разговаривать друг с другом и с ребёнком, практикуют "наказание молчанием", игнором.
8. Родители не могут договориться по вопросам требований к ребёнку, достигнуть единства этих требований. Мама и папа (а также бабушки и дедушки) разрешают и запрещают разное, противоречат друг - другу в вопросах воспитания, постоянно конфликтуют на эти темы.
9. Родители не принимают сторону ребёнка, когда ему требуется их защита, поддержка, например, в школьных конфликтах : "Ты сам во всём виноват!", "Так тебе и надо!", "Сам во всё разбирайся!"
Детство - это период, когда формируется отношение человека к другим людям и жизни в целом, закладываются установки, с которыми он пойдёт дальше.
Что вынесет ваш ребёнок из семьи, из опыта взаимоотношений со своими самыми близкими людьми - папой и мамой?
"Мир любит меня! Я - хороший! Я - в безопасности!" ?
или:
"Мир полон ненависти и злобы. Жизнь таит в себе тревоги и опасности. Самые близкие люди относятся ко мне жёстко и даже жестоко. Значит, я плохой!"
Дайте ребёнку побыть ребёнком! Постарайтесь создать для него безопасную, спокойную, доброжелательную атмосферу.
Если вы в чём - то узнали себя, но не знаете, как можно общаться со своими детьми иначе, по - доброму, с пониманием и уважением, есть смысл обратиться за профессиональной помощью, пока ещё можно что - то исправить!