Мне кажется, я бы не добралась до этой книги, если бы не ребята из книжного клуба. Потому что, признаюсь, Ерофеев меня пугал: а вдруг я ничего не пойму?
Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы – по плевку.
Что ж, я прочитала «Москву-Петушки» два раза, пролистала комментарии Эдуарда Власова, прочитала несколько статей с разбором и все еще едва ли готова сказать, что поняла все. Но это не помешало мне получить удовольствие от чтения.
Венечка, проснувшись в неизвестном ему подъезде, идет на Курский вокзал, чтобы сесть на электричку до Петушков, «рая на земле», где живет его любовница и его сын. Он везет им гостинцы и мечтает о встрече. Но больше всего он мечтает об открытии магазина, где он сможет купить выпить. Потратив последние деньги на алкоголь, он садится в электричку, в которой, естественно выпив, обсуждает с попутчиками политику, литературу, философию и советское мастерство создания коктейлей из одеколона и жидкости от потливости ног.
Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Чтобы не случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...
Это, конечно, очень краткий пересказ. История Венечки — это большой алкогольный приход. Но читать её весело и как-то тоже пьяно. Несмотря на алкоголизм, лирический герой разговаривает с ангелами, встречается с Сатаной и обращается к Богу, и в тексте немало отсылок к Библии. Хотя религия — это далеко не единственное, к чему обращается Венечка. Все-таки он интеллектуал, хоть и алкоголик (а может, именно поэтому и алкоголик), и поэтому лихо играет со смыслами, ссылаясь на мировую литературу, текущую для него политическую обстановку и даже мифологию.
И вот она, вот она сложность для меня, как для читателя из 2024 года. При всем желании не получается полностью понять все отсылки 1969 года выпуска, без дополнительного изучения материала. Хотя, если посмотреть на то, как отличаются друг от друга «спутники писателя» к этой поэме, написанные разными авторами, смог ли вообще кто-то до конца разгадать всю душу Венечки?
"Человек не должен быть одинок" - таково мое мнение. Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят.
Да, «Москва-Петушки» - это постмодернистская поэма в прозе. И «поэмой» она названа не зря, она удивительно поэтична, и каждое, даже нецензурное слово, в ней на своем месте. И на второе прочтение (ее не сложно перечитывать, она совсем кроха) она дала мне больше деталей и жизни, чем в первый раз. И есть ощущение, что так будет каждый раз — каждое новое прочтение передо мной будет открываться еще один слой. И это интригует.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.