Потом не говорите, что я вас не предупреждала.
Ох уж этот кликбейт - загадочный и страшный. Поймать его ну страсть, как не хочется. А раз не хочется - значит читаем эту статью.
Вопрос, кстати, от подписчика:
Что говорит нам Справка?
Официально:
Кликбейт в Дзене — это оформление карточки, которое побуждает открыть публикацию, но обманывает ожидания пользователя. Мы не хотим показывать публикации каналов с кликбейтом в общей ленте Дзена, поэтому такие материалы доступны только подписчикам.
Далее написано - если кликбейт обнаружат, проверят все, что можно: и материалы, и статистику и картинки. И, наверняка, что-нибудь, да найдут.
Поэтому нельзя:
- Преувеличивать или придумывать факты, пугать читателей. Я знаю, что вы ждете от меня примеров, поэтому возьмем последнюю новость, которая попалась мне на глаза:
Допустим, вы хотите рассказать об этом у себя на канале. Чтобы не получить кликбейт - не пишите заголовок в стиле: "в стране принудительно вводят биометрию, мошенники этим воспользуются". Потому что это будет неправда, преувеличение и нарочитое привлечение внимания к статье.
- Не раскрыть суть статьи в заголовке. Такую "прелесть" вы точно видели. Это из разряда:
"Жених сбежал от невесты прямо со свадьбы. Гости были ему благодарны, потому что..."
"Никогда не делайте этого, если уважаете себя как женщину"
Такие заголовки - явный кликбейт и за него также явно можно словить бан. Вполне себе не теневой.
- Манипулировать людьми. Тут думаю, много слов не нужно. С манипуляциями все понятно. Нельзя грубо играть на эмоциях, чувствах, переживаниях, страхах. "В ГИБДД придумали новый штраф для всех" - как вам такое? Явный кликбейт, без вариантов.
- Использовать в заголовках факты, которые нельзя проверить, опираться на слухи и домыслы. Это вы точно видели: "Рецепт этой солянки рассказал мне шеф-повар мишленовского ресторана Абу-Даби". Нет, если правда так и было - дайте факты: фото, видео и пр. Если нет, то все это вилами на воде писано и при проверке запросто можно получить ту самую черную метку.
- Использовать эмоциональные фразы. Вроде: шок, кошмар, сенсация и пр.
- Использовать графические элементы выделения: восклицательный знак или три восклицательных знака - это буря эмоций. В заголовках знаки препинания не ставят. Осторожно нужно быть и с многоточием - его могут расценить как элемент недосказанности.
- Давать обещания, которые невыполнимы. Что-то в стиле: "Заработать 100 000 за неделю на Дзене. Как? Я вас научу!"
- Использовать уловки. Яркими примерами являются слова-увеличители: самая большая, самая дешевая, самая честная, детина, домище, кострище и пр.
- Подменять понятия. Например, "закон" и "законопроект" - разные вещи.
- Вырывать смыслы из контекста. "Если вы знали, что они кладут в свои пельмени". А в статье речь пойдет о говядине и свинине, а самом "необычным" в фарше окажется не белый, а красный лук.
- Бросать читателю вызовы. Это заголовки в стиле: "Вы не поверите", "Вы никогда не догадаетесь, что", "Вам это не могло даже прийти в голову" и пр.
Как не написать кликбейтный заголовок
- Используйте конкретику. Если пишете о 7 способах справиться с бессонницей - говорите прямо: "7 способов, которые помогут улучшить сон" и в статье перечисляете эти факты: проветрить помещение, купить ортопедический матрас, не использовать телефон перед сном и пр. Даже если ошибочно за кликбейт прилетит, то вы всегда это ограничение сможете оспорить и снять.
- Говорите о ценности вашей статьи прямо, не преувеличивая ее. Например, эта статья называется "Подробно про кликбейт". А могла бы: "Самая подробная в Дзене статья про кликбейт. Такого вы больше нигде не прочтете!". Чувствуете разницу?
- Вызывайте любопытство, но конкретно, без намеков. "7 необычных способов высадить томаты на грядке". Но в этом случае способы должны быть действительно необычными, а не такими, о которых 100500 раз написано.
Почему кликбейт используют
Потому что он дает показы. Какими бы матерыми мы не были пользователями, в первую очередь - мы люди и любопытство берет верх.
И не говорите, что ни разу не кликали на такие статьи. Вот не поверю. На кликбейт ведутся и я не исключение.
Такие заголовки есть в Дзене и на любой другой площадке. И все они с ними борются. До поры до времени такие блоги могут процветать и даже прилично зарабатывать. Но лавочку прикроют. Поэтому честные авторы, как мы с вами, этот способ однозначно отправляем в топку.
Честные авторы читают "Граффство контента", прокачивают свою писательскую мышцу и растут. Медленно, но верно. А иногда не медленно, но тоже верно.
Что еще интересного почитать на канале:
Статья о фрирайтинге:
Как сделать правильную навигацию по каналу:
Что думаете о кликбейте, дамы и господа?