Игра в приобщении дошкольников к чтению: "ходилка" по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"

Приобщение детей к чтению - задача в современных реалиях далеко не простая. Мы с вами уже говорили о том, насколько важен личный пример взрослого, совместное чтение как мини-традиция в формировании интереса дошкольника к книге. Сегодня же я хочу рассказать о том, как на процесс приобщения к чтению могут влиять и другие активности, а именно игра. 

Игра в приобщении дошкольников к чтению: ходилка по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"
Игра в приобщении дошкольников к чтению: ходилка по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"

Игра как таковая всегда лежала в основе развития у ребенка интереса. К любой деятельности. Именно поэтому ФГОС ДО называет игру "сквозным механизмом развития ребёнка". Но как часто игра дошкольника отражает впечатления, полученные в ходе чтения литературного произведения? Ещё реже игра продуцирует интерес к "литературным" активностям, правда?

Игра-"ходилка" по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"

Вот что "родилось" у меня на днях: игра-"ходилка" "Путешествие Муравьишки".

Игра-"ходилка" по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"
Игра-"ходилка" по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил"

Думаю, вы уже догадались, что содержание игры создано по мотивам произведения Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил". Удивительное произведение, как и все, написанные этим удивительным человеком. Классика, которой без малого 90 лет (написана сказка была в июле 1935 года в деревне Яковищи Новгородской области, а в октябре того же года рукопись была отправлена в издательство), но не менее актуальная и сегодня. И останется таковой завтра.

Действительно, Виталий Бианки в произведении "Как Муравьишка домой спешил" полностью соблюдает законы сказочного жанра. Но насколько подробно автор описал внешний вид насекомых, способы их передвижения. И этими элементами научных сведений о насекомых и паукообразных в том числе ценна данная сказочная история.
  • Для кого "ходилка"? Для детей старшего дошкольного возраста. В ФОП ДО произведение "Как Муравьишка домой спешил" рекомендовано для чтения детям 5-6 лет.
  • Предварительная работа? Естественно, непосредственное чтение произведения с визуальным сопровождением. Использование иллюстраций более, чем желательно ввиду повествования о реальных представителях животного мира, большинство из которых вряд ли знакомы (или малознакомы) детям.

В процессе разработки игры-"ходилки" я не предусматривала соревновательный момент как таковой, в этой игре он будет редуцирован. Наша с детьми задача - сопровождать Муравьишку и помочь ему добраться до дома. Игровая фишка будет одна - Муравьишка на берёзовом листе.

Как можно работать? Это может быть и микрогруппа (до четырёх человек) детей, и фронтальное взаимодействие, если предусмотрим изготовление игрового поля в соответствующем формате.

Итак, главный герой нашей игры - Муравьишка, как и в сказке Виталия Бианки

Но мы с детьми об этом пока не знаем. Мы рассматриваем игровое поле, анализируем пейзаж и игровые элементы и выдвигаем предположения, кто же может быть главным героем игры. Выслушиваем все версии. Находим место старта и силуэт берёзового листа с цифрой 1. Для каждой из цифр есть своя карточка с загадкой. Ищем среди карточек нужную и отгадываем загадку. Главный герой нашей игры - Муравьишка, который спешит домой. Ведь совсем недавно мы познакомились с этой историей, правда?

Муравьишке предстоит пройти длинный путь до своего муравейника, но он обязательно справится с задачей, ведь на пути встретит персонажей, которые ему обязательно помогут. Как и ребята, участвующие в этой активности.

Игра не обычная, я уже сказала об этом чуть выше. Здесь нет, например, перескакивания вперёд или возвращения назад, удвоения хода и других условий. Для нас важно другое: пройти вместе с муравьишкой путь домой (и это детская цель) и воспроизвести текст произведения (а это уже цель педагогическая). 

В процессе игры "Путешествие Муравьишки" дети, сами того не подозревая,

  • обогащают опыт восприятия художественной литературы;
  • совершенствуют умение передавать содержание литературного текста;
  • расширяют и актуализируют представления о насекомых и паукообразных, их образе жизни и приспособлении к среде обитания,

просто вместе с друзьями помогая Муравьишке добраться домой.

Друзья, на что хочу обратить ваше внимание. Педагогам-дошкольникам пора перестать относить пауков к насекомым. Когда мы говорим о насекомых, основным признаком указываем наличие трех пар лап (итого шести лап). Пауки имеют 4 пары лап, что противоречит вышеуказанному признаку. Ну это как минимум и, как говорится, "на пальцах". Отличий пауков от насекомых довольно много, именно поэтому пауки находятся не в классе "Насекомые", а в совершенно другом таксоне. Давайте выдавать научную информацию по-научному (естественно, насколько это представляется возможным в условиях дошкольного образовательного учреждения)

Паук - не насекомое, не вводите детей в заблуждение
Паук - не насекомое, не вводите детей в заблуждение

Едем дальше. Игровой кубик найдётся в любой группе. Для микрогруппы подойдут стандартные кости, а для фронтальной работы можно переоборудовать большой пластиковый кубик от строительного набора или же кубик мягкий. Бросаем кубик и продвигаемся вперёд.

"Вилка" следующая:

  • Если мы попадаем на большой круг или же перепрыгиваем его, называем цифру (и число в случае с 10) и ищем аналогичную среди карточек. Читаем загадку (педагог), отгадываем её, переворачиваем карточку, проверяем правильность, снимаем игрового персонажа с липучки и помещаем его на игровое поле. Задаём вопрос: кого встретил Муравьишка? Как помог, например, Паук-Сенокосец, Муравьишке? Не забываем отвечать на вопрос развёрнутым ответом. Кстати, первый персонаж-помощник в любом случае появляется после первого же броска кубика.
  • Если, выполнив ход, мы не достигаем большого круга с цифрой, остановившись на маленьком, уточняем обстановку вокруг. Местность, в которой появляется тот или иной персонаж, максимально приближена по содержанию к тексту произведения. Луг, картофельное поле, река, лес. Поэтому по мере продвижения мы можем задавать уточняющие вопросы и вопросы, направленные на развитие фантазии. К примеру, что увидел муравьишка, пролетая над лесом? 
Приобщение детей к чтению - задача в современных реалиях далеко не простая.-4

Про соревновательный момент, который отсутствует. По мере приближения к финишу нужно будет очень постараться выбросить нужное количество на кубике, чтобы игру завершить. Здесь-то детский азарт (в хорошем смысле этого слова) и проявится. Игра завершается после того, как гусеница-Листовёртка поможет спуститься Муравьишке к муравейнику (о котором, кстати, тоже есть загадка).

Вот и всё. Нужно не забыть про рефлексию по итогам занятия (да, эта активность как нельзя кстати подойдёт для организации занятия по развитию у дошкольников связной речи), а так же поместить в детскую библиотеку произведение Виталия Бианки "Как Муравьишка домой спешил" и ещё парочку книг о насекомых. Уверена, что детей это обязательно заинтересует. Потому что помощь муравьишке однозначно была эмоционально окрашенной для каждого ребёнка, а педагог подсуетился и внес в игровую среду новые элементы - книги. Дети замечают малейшие изменения в окружающей обстановке, поэтому отреагируют именно так, как нужно. Ну а "ходилка" останется в зоне настольных игр, и дети вернутся к ней не раз в процессе свободной деятельности.

Друзья, если вам понравилась моя идея, поддержите материал лайком и комментарием. Подобные игры не сложно спроектировать по любому художественному произведению, а шаблоны для изготовления игры-"ходилки" "Путешествие Муравьишки" можно найти в моём сообществе. Присоединяйтесь, рада всем. Ссылку оставлю в закреплённом комментарии.

Кстати, в этой статье рассказываю о своём видении проблемы поддержания интереса дошкольника к книге в реалиях цифровизации:

Кстати, не забудьте подписаться на канал "Методист в отставке", если вы ещё не с нами. Добра нам всем.