Произведение «Утреннее Небо» – это вид на Провинстаун (штат Массачусетс, США), он разделяется на две нарисованные части, нижняя часть холста в два раза больше верхней. Пейзаж прекрасно передаёт прохладную тьму, отступающую прямо перед восходом солнца, намекая нам на приближающееся тепло и свет через светящуюся розовую полоску в верхней части холста и мерцание белого в тёмно-синем поле в нижней его части.
Неоднозначности в этой картине более чем предостаточно. Её синяя часть – это море, а розовая – пляж, две маленькие прямоугольные фигуры на розовом поле – это пляжные полотенца? Или же синяя часть – травянистое поле, а розовая – это небо с прямоугольными облаками?
Независимо от того, какую именно интерпретацию предпочитает зритель, критик Хилтон Крамер (годы жизни 1928-2012) объясняет, что Эвери явно «склонен к изображениям превосходящего спокойствия и порядка. В его работах никогда не звучало ни угрожающей, ни мучительной ноты. Картина заключает нас в безмятежную и безупречную атмосферу».
Из поздних работ Эвери, пожалуй, нет ничего более похожего на ёмкие полотна абстрактного экспрессиониста Марка Ротко (годы жизни 1903-1970). Два прямоугольника могут напомнить нам висящие вуали Ротко из чистого цвета, и атмосфера, которую создают все эти цвета, такая же медитативная и спокойная.
Здесь очевидна экономия форм Эвери; как далее поясняет нам Хилтон Крамер:
«Структура изображения одновременно очень скудная, очень тонкая и в то же время очень прочная, без ничего тонкого или неточного, откачивающего его энергию».
Эвери не нужно абсолютно ничего, кроме нескольких мазков, дабы передать умиротворение и тишину раннего свежего утра.
- Художник – Милтон Эвери
- Название – «Утреннее Небо»
- Год создания – 1962
- Размеры – 81,3 х 121,9 сантиметра
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Галерея Виктории Миро (Лондон, Англия)