Когда мы говорим, что поисковики «ЛизаАлерт» – обычные люди, мы, конечно, кривим душой. У каждого такая необычная история, что хоть кино снимай. Вот и у Нади такая же. Более полутора сотен прыжков с парашютом, опора и глаза раненого воина – это всё о ней.
О своём детстве в Якутии Надя вспоминает скупо. Была мама – которая хотела видеть в дочери воплощение своих мечт. Поэтому Надя носила волосы до поясницы и занималась в балетной студии. Папа – вечно занят на работе. Мамы рано не стало, и Надя решила быть самостоятельной. Ну как решила – пришлось. Так, кстати, и по сей день.
Училась в школе и работала. Неофициально – диспетчером в такси. Потом ушла из дома, завела собаку и за три месяца до совершеннолетия родила личную свою победу в день Победы – Киру. Хотя говорили, что будет мальчик. Ровно так же вышло и со вторым ребёнком. По УЗИ выходило, что ожидается сын, и имя было придумано – Лёша, Алексей. Родилась Алекса.
Маленькие дочки не подозревали об отваге своей мамы – она впервые прыгнула с парашютом в 14. Да, не сразу – все уже вышли из Ан-2, самолет стал заходить снова на точку выброски, юная Надя осталась одна на борту с выпускающим. И уперлась ногами и руками в обрез самолёта: «Не пойду!». Хотела очень, почти год готовилась, но – не так. Самолёт приземлился, ситуацию обсудили – и вот уже опять борт, другой выпускающий, с которым не забалуешь. Воспоминания на всю жизнь.
— Всё сделала на автомате, как учили... И тишина! Мой дом, который сверху совсем не такой, каким я его знаю. 85 квадратных метров белой ткани надо мной! Свобода!
Сегодня за спиной Нади 160 прыжков, и подмосковная аэродромная Коломна снова ждёт её. А она уже успела пожить в Москве, где впервые встретилась с отрядом «ЛизаАлерт». Выезжать на поиски не могла – маленькие дети на руках, поэтому распространяла ориентировки в сети. В 2018-м уехала жить на Алтай, в Барнаул. Там снова увидела детский поиск – и на этот раз не смогла остаться дома.
Вообще Надя говорит о себе, что не она не очень тактильная в связи с суровым детством. А тут приехала на поиск – там незнакомые люди начинают обниматься. Отстранилась. Но уже на третий раз – всё хорошо, сама научилась обниматься.
Тот первый детский поиск запомнился навсегда – ещё даже не успели доехать до штаба, пришло – «Найден. Погиб». Мальчишка в трансформаторной будке. Надя тогда вышла из машины прямо посреди поля и ушла далеко, чтобы побыть одной. Потом даже решила покинуть отряд. Но в какой-то момент на очередной поиск не хватало людей. И Надя поняла: может, именно она закроет нужный квадрат, и человек вернётся домой.
На Алтае были самые счастливые отрядные годы. Друзья, единомышленники. Вот только с семьёй не сложилось. Однажды Надя отправилась с дочками на каникулы в Питер и, когда уже были куплены билеты и надо было ехать в Пулково, чтобы возвращаться, подруга предложила: оставайся! И она осталась. Через пару недель заработала денег на съём квартиры. Вскоре в питерском отряде «ЛизаАлерт» появилась Пила.
— Я отчаянно скучала по отряду, оставшемуся на Алтае. Мне этого не хватало, как глотка воздуха. Решила, что могу пригодиться здесь. Написала Мариам (Зато), старшей группы коротких прозвонов – и стала искать пропавших по больницам.
Осев в Питере, Надя ездила в командировки в Москву – детей надо поднимать, а там заработок получше. В одну из таких поездок встретила Его. Илью. Военный. Слепой после ранения. Видит только яркие пятна. Одним из них стала Надежда. Сомнений не было никаких, только молитвы Будде (Надя – буддист), чтобы однажды любимый стал видеть. Смеётся, что, если прозреет, уйдет от неё, когда увидит такую – пигалицу, ни разу не фифу. Пока же 120 килограммов живого веса Ильи опираются на хрупкую Надю со всей надёжностью.
Дочки – Кира и Алекса – Илью приняли сразу. Как дочери поисковика они к людям в беде относятся с большой эмпатией. Все точки над «i» расставил тот день, когда Алекса вдруг в какой-то ситуации обратилась к Илье: «Папа, посмотри!». Это, кстати, в семье повод для здоровых шуток – здесь верят, что Илья снова сможет видеть. А пока он вместе со своими девочками катается на коньках, плавает, укачивает сказками и будит в школу. Наде, которая полночи может провести за прозвоном больниц в поисках пропавшего, не нужно просыпаться ни свет, ни заря – это на папе.
О себе как о маме Надя говорит с иронией. Вспоминает собственное детство, когда мама радела за чистоту колготок, поэтому – никаких луж!
— Колготки я детям куплю, а вот детство – нет.
Поэтому – хочется Кире бегать по крышам гаражей, пожалуйста (ну и что, что седой волос на маминой голове вдруг появился)! Только осторожнее. Благо, спокойная Алекса рядом с сестрой, предостережёт.
Ещё в семье есть кошка Луна. Близкие шутят, что к ней Надежда относится теплее, чем к домочадцам. Надина ершистость ещё даёт о себе знать, хотя она сама говорит, что с появлением Ильи у неё пропала потребность доказывать всем свою силу и самостоятельность. Скоро в семье ожидается пополнение – собака-поводырь для Ильи. Надя хочет, чтобы это была овчарка, а не привычный многим ретривер, с которым можно обниматься любому. Надо, чтобы было всё серьёзно, без баловства.
Определенная колючесть отразилась и в отрядном позывном – Пила. Правда, потом на выездах то и дело приходилось объяснять регистратору:
— Пила!
— Кто пила?
— Я Пила!
— Пьяной на поиск нельзя!
— Позывной Пила!
В питерской группе коротких прозвонов грустят – скоро Надя с Ильёй уедут в Астрахань (хотя для того, чтобы обзванивать питерские больницы, это вовсе не препятстсвие). Как военному Илье предложили выбрать место жительства, и они решили – поближе к теплу. Но в мечтах у Нади – отправиться в путешествие на ледоколе на неделю, на нулевой километр, посмотреть на белых медведей, на китов, искупаться в Северном Ледовитом океане. И ещё купить дом на колесах. И взять с собой няню детей – Галину Анатольевну, с которой много пережито. Ну а самые ближайшие планы – запустить канал в Яндекс Дзене «Ярче тьмы». Это будут жизненные истории о том, что видит Илья глазами Нади, и что чувствует Надя рядом с надёжным плечом мужа.