Любопытные подробности об известной литературной мистификации я услышала в аудиокниге «Портреты современников» Сергея Маковского. Одна из глав этих воспоминаний посвящена именно истории с Черубиной де Габриак.
Сергей Маковский услышал это необычное имя в телефонной трубке в августе 1909 года. Молодая женщина с обворожительным голосом, кокетливо картавя и пришептывая, интересовалась, будут ли напечатаны ее стихи в журнале «Аполлон», редактором которого являлся Маковский. Романтические стихи были присланы Черубиной по почте, в надушенном конверте и с вложенным засушенным цветком. Звонки и письма продолжались неделя за неделей…
Спустя много лет Маковский признается, что телефонные разговоры вкупе со стихами и перепиской создали у него образ прекрасной незнакомки, в которую он влюбился, никогда не видев. Более того, нежные чувства передались другим участникам редакции «Аполлона», мужчины были заинтригованы. Автор воспоминаний описывает свой любовный трепет и объясняет (сам себе?), какие уловки телефонной собеседницы обворожили его. Когда история достигла накала, то обнаружилось, что Черубина де Габриак – это мистификация, которую осуществила петербургская учительница Екатерина Дмитриева при содействии поэта Максимилиана Волошина.
История с Черубиной де Габриак – самый, пожалуй, громкий телефонный розыгрыш Серебряного века. Екатерина Дмитриева стала пионером пранкерства, расцветшего сто лет спустя. Но Черубина не стремилась к корысти, в отличие от современных телефонных мошенников; ее идея – выстроить мистификацию в духе символизма, намекая на тайные смыслы всего сущего. Ну и еще, возможно, ей хотелось добиться мужского восхищения, которого в реальности было немного, поскольку девушка не отличалась красотой. А молодой Сергей Маковский, издававший журнал о живописи и литературе, был подходящим объектом для розыгрыша: он умел восторгаться красотой в искусстве, а, значит, и в жизни.
Аудиокнига «Портреты современников» выпущена издательским домом «Союз» совсем недавно, в апреле 2024 года. Она озвучена актером Всеволодом Кузнецовым, чей голос очень подходит для воспоминаний о Серебряном веке: он не навязывает бурные эмоции того времени, а мягко транслирует их, оставляя пространство для личного читательского восприятия.
Наверное, я еще не раз обращусь к этой аудиокниге. Главы о Сергее Дягилеве и Александре Бенуа заслуживают отдельного внимания. Как и воспоминания о художнике Константине Маковском, отце Сергея Маковского. Скорее всего, картины Константина Маковского будут представлены в экспозиции нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, и захочется еще раз послушать о судьбе и творчестве этого незаурядного художника.