Найти в Дзене
Друг Истории

Как рейнджеры ползли по скалам. Высадка союзников в Нормандии. Pointe du Hoc. Утро 6 июня 1944

В этот долгожданный день 6 июня 1944г. произошло открытие второго фронта против фашистской Германии, союзники высадились в Нормандии. Эта успешная десантная операция долго готовилась и заняла достойное место в военной истории. По случаю её 80-летия мне бы хотелось осветить славный момент второй мировой войны, отвлекаясь от современной политической окраски.

Памятник рейнджерам D-day  (Д- день) на мысе Pointe du Hoc. Фото автора
Памятник рейнджерам D-day (Д- день) на мысе Pointe du Hoc. Фото автора

В 2016г. лично мне удалось побывать в Нормандии, в мемориальном комплексе г. Кана, откуда направляются экскурсии по местам тех боев. В одной из таких (выбрал англоязычную, за отсутствием русских) групп я побывал на Pointe du Hoc, в том месте, где раньше всего высадились американцы и которое дошло до наших дней в "первозданном" виде. Это легендарное место. На Pointe du Hoc (Пуан дю Хок) стояла немецкая артиллерийская батарея (6 ор.) 155 мм французских гаубиц GPF 1917г.  - 4 на открытых позициях и 2 в казематах. Расположение этой батареи позволяло немцам обстреливать пляжи Омаха и Юта – места высадки десанта. Поэтому союзное командование считало необходимым заблаговременно вывести эту батарею из строя. Место бомбардировалось нещадно, но для полной уверенности предполагалось высадить здесь десант американского спецназа – рейнджеров.

Современное фото мыса Pointe du Hoc. Рейнджеры высаживались по нашу левую руку от мыса. По плану они должны были высаживаться с обоих сторон мыса. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/
Современное фото мыса Pointe du Hoc. Рейнджеры высаживались по нашу левую руку от мыса. По плану они должны были высаживаться с обоих сторон мыса. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/
бомбардировщики бомбят мыс Pointe du Hoc  4 июня 1944г.. Острый мыс виден по очертанию и взрывам справа
бомбардировщики бомбят мыс Pointe du Hoc 4 июня 1944г.. Острый мыс виден по очертанию и взрывам справа

Для штурмовки 25-30 м прибрежных скал десантников в апреле-мае тренировали на аналогичных утесах английского острова Уайт. Для первой волны высадки – группы А подготовили 3 роты D, E, F 2-ого батальона рейнджеров. Рота рейнджеров – это 65-70 человек. Всего считается, что высаживалось 225 рейнджеров, но иногда говорят о 261 человеке, что допустимо, если учесть вспомогательный в основном британский морской персонал и офицера (Тревор), и даже фотографа, сопровождающих десантные лодки.

карта высадки союзников в D-day 6 июня. Слева найдите Pointe du Hoc. https://www.tracesofwar.com/articles/7101/Landing-on-Pointe-du-Hoc.htm
карта высадки союзников в D-day 6 июня. Слева найдите Pointe du Hoc. https://www.tracesofwar.com/articles/7101/Landing-on-Pointe-du-Hoc.htm

Командовать группой А должен был майор Литл. Однако у того сдали нервы, когда он услышал, что по сообщениям от французского сопротивления, орудия были отведены от побережья из-за бомбардировок. В состоянии сильного алкогольного опьянения он высказал мнение о самоубийственности атаки командиру всей рейнджерской группы полковнику Раддеру. И предложил другое место десанта. Тогда Раддер принял решение возглавить высадку самостоятельно, вопреки мнению начальства. Согласно плану высадка на берег должна была состояться в 6.30 утра 6 июня. В 7.00 Раддер должен был радировать об успехе операции и начинала действовать группа B поддержки - 2 роты 2-ого батальона и 5 (6 рот) батальона рейнджеров (500 ч.). В противном случае группа B отправлялась на поддержку штурма пляжа Омаха, который можно наблюдать в фильме “Спасти рядового Райана”.  Группа A передвигалась на 10 LCA, десантных лодках, рассчитанных на 21-22 чел. десанта, 2 вспомогательных LCA с боеприпасами, 4 грузовика – амфибии для перевозки 30 м (112 футовых) лестниц.

Джеймс Эрл Раддер (1910-1970). James Earl Rudder. Командир рейнджеров. 1944
Джеймс Эрл Раддер (1910-1970). James Earl Rudder. Командир рейнджеров. 1944

В 4.30 утра флотилия отправилась в путь. По плану в 5.50 началась бомбардировку побережья 18 бомбардировщиками и морскими орудиями (вкл. линкор Техас), чтобы загнать немцев в укрытие перед предстоящей высадкой в 6.30. Однако погода помешала выполнить план точно в срок. В 8 милях от берега большие волны затопили LCA 860 c 21 рейнджерами роты D. Парней с командиром роты спасли, но они пробыли долго в воде, и из-за переохлаждения их отправили в Англию. Через 10 минут затонул вспомогательный LCA, спасся один человек. С другого вспомогательного LCA пришлось сбросить весь груз.

Landing Craft Assault (LCA) ист. информации и фото https://www.dday-overlord.com/en/material/warships/landing-craft/lca
Landing Craft Assault (LCA) ист. информации и фото https://www.dday-overlord.com/en/material/warships/landing-craft/lca

Плохая видимость и сильное течение к востоку привели к ошибке в навигации, увидев берег, флотилия направилась к другому мысу – 3 мили восточнее Pointe de Hoc. Раддер по фотографиям местности и карте разобрался в маршруте и повернул в нужную сторону, но 38 минут было потеряно. Немцы успели вылезти из укрытий. По флотилии был открыт огонь, наиболее активно стрелял пулемет в полумиле от мыса. 20 мм зенитный снаряд попал в грузовик-амфибию, из 9 чел. было убито или ранено 5. В ответ по немцам с 6.45 до 7.00 стал бить британский эсминец Talibont. А чуть позже с дистанции 2500 ярдов эсминец США Satterlee.

DUKW landing craft c лестницей. При высадке 6 июня их не смогли выдвинуть с 3 оставшихся амфибий, они не могли подъехать к скалам. Лестницы пришлось снимать по приказу Раддера и приставлять вручную к скалам. https://mikesresearch.com/2019/06/06/dukws-at-pointe-du-hoc-on-d-day/
DUKW landing craft c лестницей. При высадке 6 июня их не смогли выдвинуть с 3 оставшихся амфибий, они не могли подъехать к скалам. Лестницы пришлось снимать по приказу Раддера и приставлять вручную к скалам. https://mikesresearch.com/2019/06/06/dukws-at-pointe-du-hoc-on-d-day/
Кадр из худ. фильма "Самый длинный день" The longest day 1962. Командир: - Вот он (мыс)/ Молодой рейнджер: - Вы хотите сказать мне, что мы должны забраться (вверх)  на это?
Кадр из худ. фильма "Самый длинный день" The longest day 1962. Командир: - Вот он (мыс)/ Молодой рейнджер: - Вы хотите сказать мне, что мы должны забраться (вверх) на это?

В 7.08 передовая лодка с полковником Раддером подошла к утесам, и в 7.10 Раддер дал условный радиосигнал Tilt, который предписывал действовать по запасному варианту, то есть группа В должна была следовать на Омаху. Время сигнала было просрочено на 10 минут, но группа В ждала ещё 10, по-русски, “академических” минут. Почему Раддер не дал сигнал идти на поддержку? Возможно, он не видел в этом смысле. Немецкая крупная артиллерия на берегу молчала, и поддержка американцам в случае чего вполне могла подойти по суше от Омахи.

 узкая полоска пляжа на Point du Hoc. Отчетливо видны вороник от взрывов. Рейнджеры принимают лодку с припасами. Снимок 7 июня 1944г.
узкая полоска пляжа на Point du Hoc. Отчетливо видны вороник от взрывов. Рейнджеры принимают лодку с припасами. Снимок 7 июня 1944г.

Что предстояло делать десантникам на 9 лодках по фронту высадки 500 ярдов (457 м) ? От кромки воды до скал было примерно 30 ярдов -27,4м, где-то гораздо меньше. Пляж, изрытый воронками от взрывов, простреливался фланкирующим огнем (слева для американцев) всё тем же немецким пулеметом. Некоторые рейнджеры ложились в прямо в воде в эти воронки, скрываясь из вида. 15 человек пострадали от этого огня. Враг стал появляться на утесах и повел оттуда ружейную пальбу. Вниз было сброшено несколько ручных гранат. На счастье, эсминец Satterlee стал отгонять немцев от кромки утесов огнем 127 мм орудий и 40 мм "пулеметов" (machine-gun или автоматических зенитных пушек), благо вместе с Раддером высадилась группа корректировки огня.

схема подхода 9 десантных лодок с восточной стороны мыса. Кружками показаны немецкие позиции. Крайние Цифры видны не четко. - ближе всего к мысу (слева) лодка 861 через 100 ярдов лодка 862 и т.д.
схема подхода 9 десантных лодок с восточной стороны мыса. Кружками показаны немецкие позиции. Крайние Цифры видны не четко. - ближе всего к мысу (слева) лодка 861 через 100 ярдов лодка 862 и т.д.
Уже по этому кадру из худ. фильма "Самый длинный день" 1962 видно, что он отходит от приведенной выше схемы высадки. Наверху видны три немца, один стреляет из пулемета, что не соответствует (как понимаю) локации последнего, его, по крайней мере, на крайней лодке 861 не заметили. Другой немец бросает гранату, взрывается у подножия. С гранатой похоже на истину. Расстояние между крайними лодками было больше 90 метров, здесь же столпотворение.
Уже по этому кадру из худ. фильма "Самый длинный день" 1962 видно, что он отходит от приведенной выше схемы высадки. Наверху видны три немца, один стреляет из пулемета, что не соответствует (как понимаю) локации последнего, его, по крайней мере, на крайней лодке 861 не заметили. Другой немец бросает гранату, взрывается у подножия. С гранатой похоже на истину. Расстояние между крайними лодками было больше 90 метров, здесь же столпотворение.

Лодка 861 роты E подошла на 25 ярдов к подножию скалы у самого мыса. На утесе стояло 3-4 немца. Рейнджеры, сидящие у кормы, отогнали их огнем. Тут же с помощью ракетных установок были отстрелены 4 крюка с веревками, но ни один крюк не достал до вершины, веревки не разматывались полностью из ящика при выстреле. Рейнджеры подбежали к утесу, сверху упало 2 гранаты, потери двое. Выстрелили снова крюк с простой веревкой из ручной маленькой ракетницы (прожекторного типа) в 15 ярдах от утеса. Есть контакт! Рядовой первого класса (ефрейтор по нашему) Робертс полез вверх, упираясь ногами в 80 гр. склон. На высоте 25 футов веревка оборвалась или была обрезана, Робертс соскользнул вниз. Выстрелили 2-ой раз, крюк зацепился. Робертс снова полез и за 40 секунд, по его словам, добрался до вершины. И во время!, веревка была оборвана. Ефрейтор закрепил её за какую-то глыбу, однако она не выдержала веса следующего бойца и веревка покатилась вниз. На удачу, от скалы отделился 20 футовый кусок земли, который позволил людям внизу встать повыше и закинуть веревку назад Робертсу. Теперь уже он сам удерживал конец веревки лёжа, своим весом, пока по ней забралось ещё 5 человек во главе с лейтенантом Лапресом. Внезапно посреди скалы произошел сильный взрыв неизвестной природы, то ли немецкой мины, то ли заряда. Нижних солдат засыпало землей, но никто серьезно не пострадал.

Отстрел из ракетницы так называемого grafnel (абордажной кошки) с веревочной лестницей
Отстрел из ракетницы так называемого grafnel (абордажной кошки) с веревочной лестницей
В худ. фильме "Самый длинный день" 1962 акцент сделали на отстрел абордажных крюков с веревками с помощью ручных ракетниц. Тот момент, что многие крюки не долетали до верха, пропущен
В худ. фильме "Самый длинный день" 1962 акцент сделали на отстрел абордажных крюков с веревками с помощью ручных ракетниц. Тот момент, что многие крюки не долетали до верха, пропущен

Первый лейтенант Арман (Лодка 887, рота F) убедился в том, что крюки с веревочными лестницами надо запускать с земли (песка, гальки), тем более, что по простым мокрым веревкам лезть вверх с мокрыми руками не удавалось.  4 ракетные установки сгрузили и подготовили за 10 минут. Было ранено двое. Причем техник при запуске ракет прикуривал соединения от зажигалки из-за отсутствия свинцового провода. Сержант Петти и еще 3 человека, вскарабкавшись по веревочным лестницам, первыми покинули край утеса и обнаружили к своему удивлению, что в каземате стоят не немецкие пушки, а телефонные столбы, имитирующие орудия.

Кадр из худ. фильма "Самый длинный день" 1962г.  Эпизод подъема
Кадр из худ. фильма "Самый длинный день" 1962г. Эпизод подъема

Команде лодки 668 роты D пришлось пройти по воде 20 футов, (захватив ручные ракетницы) из-за валунов у берега. Но в итоге сержант Лоумелл, раненый перед высадкой пулеметной пулей, вызвал для подъема складную лестницу. Было обнаружено, что для подъема по ней достаточно 2 секций - 20 и 16 футов. Далее склон становился более пологим и можно было взбираться без веревок.

Подъем на скалу грузов на веревках - на основе "холма" обрушенных из-за бомбардировок пород. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/
Подъем на скалу грузов на веревках - на основе "холма" обрушенных из-за бомбардировок пород. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/

Командирская лодка 888, в ней находилось 15ч. роты E и 6 ч. штаба, вкл. офицера связи Эйкнера, подошла к берегу первой. На утесе было видно несколько немцев. Сержант Боггетто подстрелил одного из них из автоматической винтовки Браунинга (BAR), остальные скрылись. Сверху скатилось несколько гранат, потерь не было.  С лодки с 35 ярдов были отстрелены ракетами веревки, ни одна не долетела до вершины. Двое лучших скалолазов попытались ползти вверх без веревок, но им мешала скользкая глина, которая не позволяла уцепиться за поверхность с помощью ножа. У самой скалы лежал ком глины 35-40 футов высотой. На него установили легкую стальную складную лестницу (112 футов) с секциями по 16 футов и с привязанной снизу десантной веревкой (toggle rope).

Этот известный снимок относится, вероятно к 8 июня 1944, опубликован 12 июня 1944г. Предполагаемое место подъема с лодки 888. Мы видим складную лестницу, к ней прикреплена десантная веревка с "перекладинами" и веревками.
Этот известный снимок относится, вероятно к 8 июня 1944, опубликован 12 июня 1944г. Предполагаемое место подъема с лодки 888. Мы видим складную лестницу, к ней прикреплена десантная веревка с "перекладинами" и веревками.

Рейнджер вскарабкался по ней, сделал себе ножом выступ для ног и установил следующую секцию. Следующий полез выше и повторил выдвижение секции. Третий также выдвинул секцию и, наконец, техник 5 ранга Путцек достиг вершины. Немцев не было видно, вокруг воронки. Путцек удерживал лестницу руками, пока по ней поднималась остальные ребята из роты E. Через 15 минут после высадки все рейнджеры 888 были наверху.

Художественная картинка дает представление о подъеме. Справа мы видим выдающийся в море мыс Pointe du Hoc. Ист. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/
Художественная картинка дает представление о подъеме. Справа мы видим выдающийся в море мыс Pointe du Hoc. Ист. https://warfarehistorynetwork.com/article/the-pointe-du-hoc-rangers-a-madmans-d-day-mission/

Штаб остался внизу, найдя укрытие в своего рода маленькой пещере у подножия. В 7.25 1-ый лейтенант Эйкнер установил там радиостанцию SKR-300 и передал текстовой сигнал о высадке десантной группы. Через 5 минут он послал условное слово Roger, означающее, что рейнджеры поднимаются вверх. Условный Сигнал “PRAISE THE LORD” в 7.45, означающий “все люди на скале” уже не был принят. Радиосвязь с кораблями была прервана.

Продолжение о бое на основе материалов по истории армии США следует.

Очерк включен в подборку Война (ВОВ, 2 мировая). Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории

Великая Отечественная война | Друг Истории | Дзен

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №268 Друг Истории, анонсы публикаций также Tелеграмм канал Друг Истории