В предыдущей статье «Сотворение мира по Каббал (часть 1) » говорилось, что в самом начале Бесконечный свет (Ор Эйн Соф) заполнял собой всё пространство и был такой силы, что и речи не могло идти о существовании чего-либо ещё. В какой-то момент, как об этом говорится в книге «Эц Хаим», Творец цимцем (сжал) свой Свет в центральной точке до такой степени, что там образовался круг (шар), где и были созданы все миры (рис. 1,2,3,4).
В Каббале сказано, что мир был создан из ничего, а сам процесс создания происходил путём иштальшелут (развития событий), эманаций.
После того как нитка ("луч") Света проникла в шар, начали образовываться десять кругов, и каждому соответствовала своя сфира (речь о десяти сфирот пойдёт в следующей части). Затем начали появляться миры. После цимцума были созданы пять духовных миров.
Для большего понимания снова приведём пример с шаром. Первым от внешнего края был образован очень духовный мир, который называется Адам Кадмон (АК, в переводе с иврита — «первоначальный человек»). Затем из мира АК путём эманаций образовался мир Ацилют (от ивр. «эцель» — «у, рядом»). От него развился мир Брия («сотворение»), от него — мир Йецира («форма, создание»), и в самом низу — мир Асия («действие»).
Давайте более подробно рассмотрим каждый из пяти миров, как об этом рассказывается в книге "Зоар" и "Сила вечной Тишины".
Первый мир — Адам Кадмон (АК). Так как он ближе всего к Ор Эйн Соф, то соединяет с ним четыре последующих мира, расположенных ниже. Поскольку мир АК был создан в самом начале Творения, именно через него поступает Ор Эйн Соф во все прочие миры. Соответственно, в мир Ацилют он поступает в большей степени, в мир Брия — в меньшей, в мир Йецира — ещё в меньшей, а в мир Асия он поступает в такой малой степени, что его практически не видно. От мира к миру поток Ор Эйн Соф всё уменьшается из-за множества «экранов».
Как уже говорилось выше, «Адам Кадмон» переводится с иврита как «первоначальный человек» или «древний человек». Этот мир называется так, поскольку он имеет форму человеческого тела, которое в свою очередь уподоблено конфигурациям десяти сфирот. Мир АК представляет собой некую модель всего сущего.
Как мы узнаем позже, тело человека было также создано по модели мира АК, поэтому мудрецы Каббалы говорят, что человек — это маленький мир, мир в миниатюре.
Мир Ацилют духовный и чистый, полностью прозрачный. Как уже говорилось, в его названии есть слово «эцель», которое переводится как «у, рядом». Этот мир носит такое название, так как был создан, он в полной мере не покидает своего Создателя и всегда находится рядом с Ним. В отношении мира Ацилют неприменимы какие-либо понятия, которые есть в нашем мире. Это единственный из оставшихся миров, который получает свет напрямую от Ор Эйн Соф через мир АК, и он состоит только из хорошего.
Мир Брия произошёл путём эманаций (иштальшель) от мира Ацилют. Здесь зародилось понятие сотворения. По размерам он меньше мира Ацилют и одновременно является его уменьшенной копией. В мире Брия находятся души людей. В нём, в отличие от мира Ацилют, который полностью хороший, существует как хорошее, так и плохое. Мир Брия в большей степени хороший, а в меньшей — плохой.
Далее следует мир Йецира. Слово «йецира» имеет корень «цура», что означает «форма». Именно в этом мире начинаются понятия количества и формы, но это всё ещё духовный мир, хотя уже не такой, как Брия и Ацилют. Йецира — копия нашего мира, но в бóльших размерах. Там находятся ангелы. Он наполовину хороший, наполовину плохой.
От мира Йецира иштальшель очень маленький мир — Асия. Это самый низкий из духовных миров, так как он находится на самом далёком расстоянии от Создателя. Мир Асия в большей степени плохой и в меньшей — хороший. Наш мир также находится в мире Асия. (рис. 7)
Другими словами, есть духовный мир Асия, а внутри него, в самой нижней его части, есть также материальный мир Асия. Это и есть наш материальный мир. Он отдалён от Ор Эйн Соф ещё бóльшими экранами. По этой причине у некоторых из населяющих этот мир людей может сложиться впечатление, что он существует сам по себе. Согласно Каббале, все галактики, звёзды и планеты, которые мы видим и не видим, находятся именно здесь.
Итак, как мы можем убедиться, чем выше расположен мир и, соответственно, чем ближе он к Ор Эйн Соф, тем больше в нём хорошего. И чем больше мы спускаемся вниз по лестнице миров, тем больше «экранов» отделяет эти миры от Ор Эйн Соф, и тем дальше они от Всевышнего. На рисунке №7 мы рассмотрели только четыре мира, так как мир АК очень высокий, и у нас нет никакого представления о нём.
Эти четыре мира — Олям («мир») а-Ацилют, Олям а-Брия, Олям а-Йецира и Олям а-Асия (духовный). В самой нижней его части находится материальный мир Асия. Это наш мир.
В Каббале эти четыре мира имеют аббревиатуру «АБИЯ» — по заглавным буквам названий.
Таким образом, все миры следуют один за другим и соединены с Ор Эйн Соф. Связь с Ор Эйн Соф — это и есть то единственное, что позволяет им продолжать своё существование. Другими словами, Бесконечный Свет даёт им ту самую энергию, которая и приводит все эти миры в действие. В противном случае они бы сразу же прекратили существование.
Мудрецы сравнивают эти миры с цветком, а стебель цветка — с Ор Эйн Соф. Если мы оторвём цветок, который начинается от стебля, он в скором времени увянет, так как потеряет контакт с тем, что даёт ему возможность жить и развиваться. ( продолжение в третьей части, которая уже опубликована на Дзен, прочитать>>>.). Вашему вниманию был представлен фрагмент из книги Герцеля Дэвида «Сила вечной Тишины» (16+).
Читайте онлайн или слушайте аудиокнигу «Сила вечной Тишины» на русскоязычном сайте автора: (https://Gertcel.com >>>).
* Подборка статей автора по Каббале (подробнее>>>).
* Видео "Тайна сотворения первых людей" (более 38K просмотров на Дзен >>>).